Депутаты Государственной Думы продолжают активную работу над законопроектом N 275599-8, касающимся занятости населения. После детального анализа и проработки во втором чтении, законопроект претерпел существенные изменения по сравнению с предыдущей версией, принятой в марте 2023 года.
Нововведения
Одним из значительных изменений стало исключение понятий «самозанятость» и «платформенная занятость» из текста законопроекта. Это решение обосновано тем, что данные понятия теперь не являются предметом регулирования данного законопроекта. Вместо этого, особенности деятельности платформенных занятых будут урегулированы отдельным федеральным законом.
Кроме того, в новой редакции законопроекта предусмотрена обязательность посещения гражданином, ищущим работу и претендующим на признание его безработным, органа службы занятости. Это направлено на формирование и согласование индивидуального плана содействия занятости.
Важным изменением стало и введение основания отказа признания гражданина безработным в случае неявки без уважительных причин в день, назначенный органом службы занятости для формирования и согласования индивидуального плана содействия занятости.
Эти изменения позволяют более эффективно регулировать и контролировать сферу занятости населения, учитывая современные тренды в мире труда. Госдума делает шаг вперед, создавая более адаптивные и ответственные механизмы поддержки занятости граждан в условиях изменяющейся экономической реальности.
Изменения в процессе регистрационного учета и индивидуальных планах занятости
В рамках нового проекта также внесены существенные изменения в процесс регистрационного учета безработных граждан:
- Отказ от индивидуального плана содействия занятости. В соответствии с новым законопроектом, граждане, отказавшиеся от согласования изменений индивидуального плана содействия занятости, будут автоматически сниматься с регистрационного учета. Это мероприятие направлено на повышение ответственности и вовлечения граждан в процесс активного участия в поиске работы.
- Сроки регистрационного учета и пособия по безработице. Важным изменением также является введение жестких сроков для регистрационного учета безработных. Граждане, не согласовавшие изменения индивидуального плана в течение определенного периода (12 месяцев, 18 месяцев для граждан с особенностями, установленными ст. 48 проекта Федерального закона), будут сниматься с учета.
Проект закона также подчеркивает, что выполнение индивидуального плана содействия занятости будет служить основанием для выплаты пособия по безработице. Это направление способствует вовлечению граждан в эффективный процесс поиска работы, создавая взаимные обязательства между гражданами и органами службы занятости.
Революционные изменения в занятости: финансовая поддержка для граждан и работодателей, новые правила и приоритеты
Планируется внести ряд значительных изменений в систему занятости, предусматривая расширение финансовой поддержки со стороны органов службы. Новые нормы предполагают, что финансовая помощь будет предоставляться не только гражданам, участвующим в оплачиваемых работах временного характера или оплачиваемых общественных работах, но также и работодателям, организующим такие работы.
Одним из ключевых изменений является передача компетенции установления правил определения подходящей работы гражданину, ищущему работу, а также безработному гражданину. Теперь эта задача будет лежать на плечах Правительства Российской Федерации, а не Министерства Труда.
Кроме того, в рамках новых правил выделяется категория граждан, имеющих право на приоритетное профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование. Среди них граждане:
- завершившие военную службу по призыву или контракту;
- члены их семей, в течение трех лет после окончания военной службы или завершения контракта.
Новые права для ветеранов и изменения в квотировании
В проекте предлагается революционное обновление, призванное повысить поддержку граждан, завершивших военную службу, а также сделать систему квотирования более справедливой и эффективной.
Согласно положениям проекта граждане, завершившие военную службу, будут иметь право на приоритетное трудоустройство при поддержке органов службы занятости. Это нововведение направлено на уважение и благодарность к ветеранам, обеспечивая им предпочтительные возможности при поиске работы.
Вместе с тем в отношении квотирования рабочих мест для инвалидов внесены коррективы. Теперь субъекты РФ будут устанавливать квоты в соответствии с методическими рекомендациями Минтруда, предотвращая возможное занижение цифр. Это обеспечит более сбалансированный и справедливый подход к созданию условий для трудоустройства для всех граждан.
Обновление пособий по безработице
В первоначальной версии законопроекта рассматривалось приравнивание максимальной величины пособия по безработице к МРОТ, и минимальной — к 30% от величины МРОТ. Однако теперь предполагается сохранение прежнего порядка определения величины пособия. Вместо этого вводится правило ежегодной индексации размеров минимальной и максимальной величин пособия в соответствии с индексом потребительских цен.
Это изменение направлено на обеспечение более точного соответствия пособий уровню инфляции, обеспечивая стабильность и справедливость в системе социальной поддержки.