В законодательство внесены существенные изменения, касающиеся порядка обжалования решений, принятых лицензирующими и другими разрешительными органами. Так, введен обязательный досудебный порядок обжалования таких решений в соответствии с поправками в Закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также Закон о лицензировании отдельных видов деятельности.
Важно понимать: досудебный порядок предусматривает, что перед обращением в суд гражданин или юридическое лицо должны обязательно подать жалобу в лицензирующий орган. Это обращение является предварительным этапом и предоставляет органу возможность пересмотреть свое решение. В случае отказа или отсутствия ответа в установленный срок можно обращаться в суд.
Итак, суть нововведений мы рассмотрим в настоящем материале.
Изменения в порядок обжалования решений лицензирующих и разрешительных органов
После внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации устанавливается новый этап в процессе обжалования решений лицензирующих и других разрешительных органов. Согласно внесенным поправкам в Закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также в Закон о лицензировании отдельных видов деятельности, с 1 января 2028 года вводится обязательный досудебный порядок для обжалования решений и действий (или бездействия) органов, предоставляющих государственные услуги по лицензированию.
Исключение составляют случаи, которые могут быть регулированы другими федеральными законами. Однако для отдельных видов разрешительной деятельности Правительством Российской Федерации может быть установлен более ранний срок введения данной процедуры.
Содержание и сроки подачи жалобы: новые правила и порядок
В соответствии с внесенными изменениями, заявителям теперь предоставляется возможность подачи жалобы в электронной форме через единый портал госуслуг, а для госуслуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, также допускается использование регионального портала госуслуг.
Важно отметить! Также есть возможность подачи жалобы через другие государственные информационные системы, определенные Правительством РФ.
Касательно сроков, заявители обязаны подать жалобу в течение 30 календарных дней с момента, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. В случае уважительной причины пропуска этого срока, он может быть восстановлен. Разрешающий орган обязан рассмотреть жалобу не позднее 15 рабочих дней с момента ее регистрации, исключая возможность установления более короткого срока Правительством РФ.
Эти нововведения направлены на улучшение доступности процедуры подачи жалобы и обеспечение более оперативного и прозрачного рассмотрения жалоб на действия лицензирующих и разрешительных органов.
Заключение
После введения указанных изменений, обращение в суд станет возможным только после прохождения досудебной процедуры. Важно отметить, что существует исключение для граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью, а также в случаях, когда иные федеральные законы предусматривают исключительно судебный порядок обжалования соответствующих решений и действий (бездействия).
Данный закон вступит в силу 24 февраля 2024 года, а на текущий момент портал госуслуг уже предоставляет возможность досудебного обжалования решений уполномоченных органов в рамках оптимизации и автоматизации разрешительной деятельности.