6 декабря во втором и третьем чтениях Государственная Дума Российской Федерации приняла поправки в закон «Об образовании» (проект федерального закона N 470837-8). Они, в свою очередь, представляют собой значительный шаг в сторону обеспечения более благоприятных условий для труда педагогов. Одним из ключевых направлений изменений является обеспечение соблюдения дисциплины со стороны обучающихся.
Кроме того, в рамках внесенных законопроектом изменений подчеркивается, что требования к дисциплине на учебных занятиях и нормы поведения в образовательных учреждениях будут конкретизированы в правилах внутреннего распорядка обучающихся. Эти правила разрабатываются и принимаются самой образовательной организацией, что призвано обеспечить большую гибкость и адаптацию к конкретным условиям каждого учебного заведения.
В сегодняшнем материале мы рассмотрим основные аспекты внесенных изменений в действующий закон, обратив внимание на все существенные нюансы.
Обязанности обучающихся
Законопроект №470837-8, принятый Государственной Думой 6 декабря, внес существенные изменения в сферу обязанностей обучающихся в учебных заведениях. В частности, согласно нововведениям:
- обучающимся предписано строго соблюдать дисциплину во время учебных занятий;
- введено ограничение на использование средств подвижной радиотелефонной связи во время проведения учебных занятий, за исключением случаев, представляющих угрозу жизни или здоровью студентов и сотрудников образовательного учреждения, а также в иных экстренных ситуациях.
Кроме того, нововведения предоставляют педагогическим и руководящим работникам образовательных организаций полномочия осуществлять контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка, включая дисциплину и нормы поведения. Полномочия по контролю также передаются другим лицам, на которых возложены соответствующие обязанности.
Важно! В случае неисполнения или нарушения требований по дисциплине и правилам поведения, предусмотренных учебными заведениями, обучающиеся могут столкнуться с мерами дисциплинарного взыскания. К ним относятся:
- замечание;
- выговор;
- в более серьезных случаях — отчисление.
Новые изменения направлены на установление более строгих и эффективных мер контроля и воздействия, создавая тем самым благоприятные условия для образовательного процесса и поддерживая дисциплину в учебных заведениях.
Противостояние насилию: педагоги защищены новыми правовыми изменениями
Законопроект помимо прочего привносит значительные коррективы в предоставление защиты педагогическим работникам от физического и психического насилия. В частности, в дополнение к уже существующим мерам о недопущении насилия в отношении обучающихся, законопроект устанавливает новые правила, направленные на обеспечение безопасности и благополучия педагогического сообщества.
Так, согласно проекту, применение физического или психического насилия становится недопустимым не только в отношении обучающихся, но и в отношении педагогических работников. Для защиты своих прав, педагоги получают право:
- обращаться в органы управления — педагоги могут направлять обращения в органы управления образовательной организацией относительно применения дисциплинарных взысканий к обучающимся, нарушающим или ущемляющим их права. подобные обращения будут обязательно рассматриваться;
- комиссия по урегулированию споров — педагоги получают право обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений для разрешения конфликтных ситуаций;
- иные способы защиты — законопроект предоставляет педагогам возможность использовать иные, законом не запрещенные, способы защиты своих прав.
В свою очередь, руководителям образовательных организаций предписывается обязанность предпринимать меры для защиты прав участников образовательных отношений, а также предотвращения физического и психического насилия в их отношении. Так, перечисленные изменения направлены на создание безопасной и поддерживающей среды в сфере образования, где права и интересы всех участников будут строго защищены.
Прочие изменения
В плюс к тем изменениям, что были озвучены выше, проект закона вносит существенные поправки в структуру образования, признавая важность уроков труда (технологии). Согласно внесенным поправкам, уроки труда теперь отнесены к категории предметов, для которых образовательные организации обязаны предусматривать непосредственное применение при разработке основных образовательных программ.
Этот шаг, по мнению специалистов, направлен на акцентирование важности формирования практических навыков учащихся и поддержку практической направленности образования.