Повышение утилизационного сбора

868
Ведущий рубрики
Колеватов Денис Денисович
Практикующий юрист
Ведущий рубрики «Занимательно»

С 1 октября текущего года вступают изменения, касающиеся повышения величины утилизационного сбора на транспортные средства – Правительство Российской Федерации уже утвердило показатели. Следовательно, цены на автомобили, а также на их страхование в ближайшем будущем существенно повысятся. В свою очередь, сегодня мы расскажем, что предусматривают изменения.

Утилизационный сбор

Итак, с начала октября 2024 года вступают в силу важные изменения, касающиеся утилизационного сбора на автомобили в России. Правительство уже утвердило новую шкалу индексации, в соответствии с которой сбор будет увеличен на 70-85%.

Отметим! Это лишь первый шаг — индексация будет продолжаться ежегодно до 2030 года, с планируемым повышением на 10-20% каждый год.

Не отходя от темы, давайте освежим в памяти (а для некоторых разъясним), что из себя представляет утилизационный сбор. Это — единовременный платеж, который взимается с каждого автомобиля в момент его таможенного оформления. Его главная цель — покрытие расходов на экологичную утилизацию транспортного средства после завершения срока его эксплуатации. В свою очередь. введение этого сбора в России состоялось в 2012 году, когда страна готовилась к вступлению во Всемирную торговую организацию. Данная мера, помимо прочего, была направлена на ограничение ввоза на территорию России подержанных транспортных средств из других стран.

Особенности расчета и новые коэффициенты

Для расчета утилизационного сбора используется формула, где базовая ставка умножается на коэффициент, предусмотренный для каждой конкретной категории транспортного средства. Несмотря на значительное повышение самих коэффициентов, базовые ставки останутся неизменными, что является важным элементом системы. На данный момент базовые ставки установлены в следующих размерах:

  • 20 000 рублей для легковых автомобилей;
  • 150 000 рублей для грузовиков, автобусов, прицепов, полуприцепов и другой тяжелой техники;
  • 172 500 рублей для специальной техники.

Однако, с 1 октября 2024 года коэффициенты для разных категорий транспортных средств будут увеличены в зависимости от объема двигателя и массы транспортного средства. Например, для легковых автомобилей с объемом двигателя от 1 до 2 литров коэффициент вырастет с 15,03 до 27,81, что приведет к увеличению суммы сбора с 300 600 до 556 200 рублей.

Следует отметить! Для более же мощных автомобилей изменения также ощутимы: легковушки с двигателем 2–3 литра получат новый коэффициент 78,14 вместо 42,24, что увеличит сумму сбора с 844 800 до 1 562 800 рублей. Для грузовиков и полуприцепов коэффициенты изменятся менее значительно, но итоговые суммы все равно заметно возрастут.

Более того, кроме легковых автомобилей, повышение утилизационного сбора коснется и других категорий транспортных средств, таких как грузовики, полуприцепы и специальные автомобили. Рассмотрим изменения по этим категориям:

Легковые автомобили с двигателем объемом более 3,5 литров:

  • до 1 октября 2024 года коэффициент составляет 61,76, и сумма утилизационного сбора составляет 1 235 200 рублей;
  • после 1 октября коэффициент увеличится до 114,26, что приведет к увеличению сбора до 2 285 200 рублей.

Грузовые транспортные средства массой от 12 до 20 тонн:

  • на текущий момент коэффициент составляет 5,63, и сумма сбора равна 844 500 рублей;
  • с 1 октября коэффициент возрастет до 9,57, что увеличит общую сумму до 1 435 500 рублей.

Полуприцепы:

  • до повышения коэффициент для полуприцепов составляет 4, и сумма сбора — 600 000 рублей;
  • с 1 октября коэффициент вырастет до 7,4, а сумма утилизационного сбора достигнет 1 110 000 рублей.

Эти изменения затронут не только легковые автомобили, но и тяжелую технику, прицепы и полуприцепы, что повлияет на различные сферы бизнеса, включая транспортные и логистические компании. Повышение коэффициентов в этих сегментах особенно значимо, так как приведет к росту затрат на утилизацию более крупных и тяжёлых транспортных средств.

Кого не затронут изменения утилизационного сбора

Изменения в ставках утилизационного сбора не коснутся граждан, которые планируют привезти автомобиль для личного пользования. Так, если вы решили самостоятельно ввезти машину с объемом двигателя до трех литров и её возраст не превышает трех лет, то сбор составит всего 3 400 рублей. В свою очередь, для автомобилей старше трех лет сумма немного увеличится — до 5 200 рублей.

Стоит учесть! Важное ограничение — такие льготные условия распространяются только на один автомобиль в год. При попытке ввезти больше одного транспортного средства в течение года, на вторую и последующие машины будет наложен полный утилизационный сбор. Это правило предназначено для предотвращения коммерческого ввоза автомобилей под видом личного пользования.

Как повышение утилизационного сбора отразится на стоимости автомобилей и страховок

Изменение цен на автомобили напрямую связано с ростом утилизационного сбора, однако на конечную стоимость повлияют и другие факторы. Так, помимо увеличения сбора, дилеры будут закладывать в цену дополнительные расходы, связанные с логистикой. Эти траты, которые включают транспортировку автомобиля на территорию России, как правило, составляют от 10% до 20% всех затрат. Таким образом, автомобили могут подорожать не только на сумму утилизационного сбора, но и на другие сопутствующие расходы.

Эксперты прогнозируют, что повышение утилизационного сбора, наряду с трудностями в области трансграничных платежей, приведет к удорожанию автомобилей в среднем на 10–20%. Например:

  • самые популярные модели иностранных марок с двигателями объемом до двух литров могут стать дороже на 300–400 тысяч рублей;
  • что касается отечественных автомобилей, то цены на них вырастут более умеренно — на 100–200 тысяч рублей, несмотря на государственную компенсацию утилизационного сбора.

Отметим! Особое внимание стоит уделить классу бюджетных автомобилей, так как по мнению аналитиков, именно в этом сегменте можно ожидать наибольшего роста цен.

В частности, импортируемые машины могут подорожать на всю сумму увеличившегося утильсбора, что составит не менее 300–500 тысяч рублей. Вслед за этим неизбежно последует корректировка цен и на российские автомобили — их стоимость увеличится на 100–200 тысяч рублей.

Что по поводу страховок?

Повышение утилизационного сбора также затронет и стоимость страховых полисов КАСКО. Поскольку цена этого вида страхования рассчитывается, исходя из стоимости автомобиля, подорожание машин неизбежно приведет к росту стоимости страховок. Хотя резкого скачка цен на каско не ожидается, определенное увеличение стоимости полисов вполне вероятно.

Важно отметить! Владельцы уже приобретенных автомобилей не почувствуют на себе влияние новых ставок, так как утилизационный сбор уплачивается единожды — при ввозе или покупке машины.

Отдельно следует подчеркнуть, что рост цен на автомобили и, как следствие, на КАСКО, вряд ли повлияет на стоимость ОСАГО. Дело в том, что страховая сумма по ОСАГО является фиксированной и не зависит от цены автомобиля, которая может значительно превышать установленный лимит.

В целом, ожидается, что с 1 октября 2024 года повышение утилизационного сбора приведет к увеличению стоимости автомобилей на 10–20%, в зависимости от их класса. Бюджетные иномарки подорожают примерно на 10–12%, что станет ориентиром для роста стоимости полисов каско в тех же пределах. Таким образом, владельцам автомобилей стоит подготовиться к росту цен, хотя на ОСАГО это изменение не окажет влияния.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Отвечаем на вопросы бесплатно. Консультант онлайн
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
КонсультантПлюс на 2 дня
Бесплатный доступ