Госдума рассматривает очередной законопроект № 568223-8, который будет регулировать торговлю на маркетплейсах. Положения нового документа распространяются на взаимоотношения правообладателей агрегаторов с продавцами, а также владельцами ПВЗ. Запланированная дата вступления закона в силу назначена на 1 марта 2025 года.
Содержание договоров между сторонами
Ранее власти утверждали общие требования к работе маркетплейсов, добавив отдельные положения в ряд законов. Однако теперь решено разработать отдельный закон, контролирующий деятельность агрегаторов. Так, в проекте уточнили требования к соглашениям, которые владелец маркетплейса заключает с магазинами и пунктами выдачи заказов:
- В договоре с продавцом необходимо зафиксировать условия реализации продукта, порядок определения и корректировки их стоимости. При этом в контракте нельзя учитывать положения о маркетинговых, логистических и прочих услугах, которые сопутствуют торговой деятельности.
- Согласно п. 2 ст. 4 законопроекта, в соглашении с владельцем пункта выдачи нужно, помимо базовых положений, отразить требования к инфраструктуре. Например, проходимость, магазины, расположенные рядом. Также важно указать алгоритм приемки товара у поставщика и выдачи покупателю, а также уточнить способы оплаты и детали оформления возвратов.
Отметим, при заключении соглашения с любой из сторон владелец агрегатора обязан подтвердить аккаунт продавца и идентифицировать ПВЗ. Для процедуры необходимо получить соответствующий пакет документов, включающий подтверждение личности, госрегистрацию ИП, организации либо статус самозанятого.
Согласно п. 3 ст. 5 законопроекта, правообладатель агрегатора не сможет требовать и получать от клиентов оплату за возврат некачественного или неподходящего товара.
Новые правила для маркетплейсов
Помимо прочего, власти внедрили особые правила для дистанционной торговли на площадке. Однако речь идет только о тех маркетплейсах, где доля сделок между магазинами от покупателя в стоимостном выражении превышает 20%. Здесь учитывается часть средств от общего объема продаж на отечественных маркетплейсах за ушедший календарный год. Итак, к таким нормам отнесли:
- цена всех услуг владельца агрегатора в пользу продавца не превышает 10% от общей стоимости товара, для реализации которого требуется эти услуги;
- суммарный размер всех неустоек, которые магазин или владелец пункта выдачи заказов выплачивает маркетплейсу, составляет не более 15% от цены услуг.
Кроме того, правообладатель маркетплейса больше не сможет самостоятельно проводить акции и назначать скидки на продукцию, продавцом которой не является.