ГД РФ рассматривает законопроект № 673197-8, касающийся введения новых участников в сферу платежных услуг. Речь идет о создании небанковских организаций, которые предоставляют аналогичные услуги. Эти новшества введут понятие небанковских поставщиков платежных услуг (НППУ), под которыми подразумеваются юридические субъекты, не относящиеся к категории кредитных институтов.
Главные задачи НППУ
Согласно п. 1 ст. 1 проекта, основные функции таких организаций будут заключаться в следующем:
- исполнение запросов клиентов на переводы денежных средств;
- составление и отправка электронных указаний на перевод средств в банки, где открыты счета заказчиков;
- непосредственное проведение денежных переводов, включая электронные.
Таким образом, новшества предусматривают расширение списка участников рынка платежных услуг за счет организаций, не связанных с банковской деятельностью, которые при этом вправе оказывать специализированные услуги.
Что касается взаимодействия с клиентами, то НППУ обязаны защищать деньги клиентов от любых претензий третьих лиц, связанных с долговыми обязательствами. Это означает, что на средства нельзя будет наложить арест или приостановить операции по счету из-за долгов НППУ. А сами переводимые средства будут находиться на специализированном счете в ЦБ РФ.
Кроме того, небанковские поставщики платежных услуг должны хранить все сведения, связанные с перечислениями или распоряжениями клиентов, в течение 5 лет с момента осуществления транзакции.
ЦБ РФ будет вести и публиковать на своем официальном сайте реестр НППУ, обеспечивая прозрачность и доступность информации для всех заинтересованных сторон.
Обязательства клиента
В обязанности клиента, которые указаны в п. 3 ст. 1 законопроекта, входит ответственность за предоставление оператору НППУ актуальной и достоверной контактной информации. Если данные изменятся, то клиент должен незамедлительно уведомить об этом оператора, обновив информацию.
Также в рамках взаимодействия клиента и оператора НППУ обе стороны несут определенные обязательства, основанные на условиях их договоренностей:
- Клиент должен использовать методы коммуникации, которые заранее оговорены, чтобы информировать оператора о любых распоряжениях, связанных с переводами, которые были выполнены поставщиком услуг.
- Оператор должен сообщать клиенту обо всех моментах, которые касаются денежных переводов. Эта обязанность считается исполненной, если оператор отправил уведомление используя контактные данные клиента, которые у него имеются, или через поставщика услуг, ответственного за начало процесса перевода средств.
По словам инициаторов проекта, предложенные изменения способствуют повышению уровня конкуренции среди представителей платежных услуг и расширению доступности этих услуг для потребителей. На данный же момент различные финансовые услуги предоставляются только банками, их платежными агентами и другими аналогичными организациями.