Российские власти планируют внедрить новую информационную систему, которая оптимизирует и унифицирует социальные и госуслуги на региональном уровне. Согласно правительственному Постановлению № 1152, проект необходимо ввести в эксплуатацию 1 июля 2023 года.
Пользоваться новой системой смогут сотрудники госорганов, представителей региональной власти, а также органы местного самоуправления.
Суть программы
Новый проект направлен на автоматизацию процессов электронного документооборота. Использование Единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг (ЕСПГМ) позволит оперативно формировать и регистрировать электронную документацию. Причем все данные будут заархивированы в облачном хранилище. Это, в свою очередь, облегчит доступ других департаментов к данным.
Отметим, что сейчас региональные ведомства используют «свой» функционал на индивидуальных ресурсах. Иногда это приносит дискомфорт, так как требует больших временных затрат на поиск и запрос необходимой информации. Поэтому введение ЕСПГМ значительно улучшит качество работы соц- и госучреждений. При этом от местных властей ничего не понадобится, так как все расходы берет на себя государство. Нужно только подготовить автоматизированные рабочие места.
Курировать программу и выступать в качестве оператора будет Минцифры РФ. Сотрудники обеспечат бесперебойную круглосуточную работу, безопасность хранения сведений, а также актуализацию различных справочников. Кроме того, оператор ЕСПГМ обязан осуществлять информационную и техническую поддержку пользователей.
Функционал ЕСПГМ
Возможности новой системы подробно прописаны в Положении к Постановлению № 1152. Например, благодаря системе, региональные департаменты смогут хранить сведения в облаке, которое доступно всем госорганам. В то же время данные будут защищены криптографическим кодом. Также для безопасности попасть в систему может только авторизованный пользователь. Поэтому человек, не являющийся госслужащим, не получит этих сведений.
Единая система предоставления муниципальных и государственных сервисов будет интегрирована с другими всероссийскими порталами. Например, с ФНС, Госуслуги, МФЦ и прочие.
Что касается возможностей портала, то они обозначены в ст. 2 гл. I Положения. В частности, единая система обеспечит пользователям:
- предоставление качественных и доступных инструментов предоставления электронных сервисов;
- автоматизированное оказание электронных услуг или оперативный прием «бумажного» заявления при личной встрече с гражданином в департаменте и регистрацию документа в ЕСПГМ;
- автоконтроль соблюдения сроков на каждую операцию в отдельности и в целом;
- наличие электронных реестров информации, необходимой для оказания услуги;
- регистрацию заявлений при личном посещении госоргана;
- получение отчетности по запросам и их статус;
- наличие методических материалов по правилам использования единой системы, а также ознакомительную информацию для сотрудников ведомства, которое подключено к ЕСПГМ.
Помимо прочего, пользователи смогут проверить факт начисления и оплаты госпошлин на конкретные запросы.