В декабре 2022 года Роскомнадзор запретил ряду компаний пользоваться зарубежными мессенджерами. Однако на тот период список не был закреплен, поэтому изменения не действовали. А 1 марта 2023 года вступили в силу п.п. 8-10 ст. 10 ФЗ № 149, где унифицирован запрет и порядок действия правок.
Перечень запрещенных мессенджеров
Несмотря на то, что закон уже вступил в силу, полный реестр запрещенных ресурсов не готов. Правила его формирования находятся в разработке, хотя проект уже подготовлен и будет рассмотрен до конца марта. В частности, правки касаются финансовых предприятий, банков, госучреждений, а также других организаций, которые передают персональные данные и осуществляют денежные операции посредством электронных сервисов.
Итак, на основании положений законопроекта в перечень включат только те мессенджеры, которые соответствуют ряду условий:
- владельцы ресурса ─ это зарубежные юр- или физлица;
- техническая составляющая и функционал программы предназначен для обмена электронными сообщениями, содержащих личные и платежные данные;
- пользователи иностранной сети находятся в России.
На текущий момент под эти параметры подходят WhatsApp, Microsoft Teams, Viber, а также Telegram. Поэтому указанные предприятия с 1 марта не вправе пользоваться услугами сервиса при осуществлении деятельности, которая связана с передачей:
- платежных документов;
- персональных сведений о российских гражданах;
- данных о безналичных переводах;
- информации о платежных операциях;
- лицевых, расчетных банковских счетов.
Роскомнадзор планирует дополнить перечень другими мессенджерами в соответствии с порядком формирования такого списка.
Правила создания списка
Полный реестр будет готов после принятия постановления, а сейчас он не опубликован и находится на стадии рассмотрения. Список будут составлять, основываясь на положения законопроекта. Так, информацию планируют публиковать и актуализировать только по согласованию с руководителем местной службы Роскомнадзора. Причем в списке должны быть не просто названия программ, но и прочие данные. Например:
- описание ее функционала;
- адреса, включая электронный, зарубежной компании либо Ф.И. (отчество указывают при наличии), которые владеют сервисом;
- название страны, где зарегистрирован владелец мессенджера;
- дата внесения этой информации о ресурсе.
Все данные должны быть размещены не позднее 5 рабочих суток с момента одобрения уполномоченным лицом. А уточнять, исключать или редактировать сведения можно так же только по согласованию с инстанцией.