БСО – бланки строгой отчетности. В ряде случаев их можно применять вместо чека, если при оплате не используется кассовый аппарат. Кому разрешено заменять чеки БСО, как их оформлять, какие существуют нюансы заполнения, необходимо знать лицам и организациям, предоставляющим услуги. Также проясним в статье вопросы учета и утилизации бланков.
Вопрос: Можно ли принять к вычету НДС с услуг гостиниц, если в бланке строгой отчетности, выданном командированному работнику, налог не выделен (п. 7 ст. 171 НК РФ)?
Посмотреть ответ
Работа вне кассы: кому можно
Бланки строгой отчетности – альтернативный способ учета оплаты наличными или с помощью карты, когда не применяется ККТ. П. 3 ст. 2 Федерального закона №54-ФЗ от 22 мая 2003 года «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» разрешает такой учет некоторым категориям индивидуальных предпринимателей или организаций. Использовать БСО вместо чеков имеют право те, кто занимается определенной деятельностью, а именно:
- торгует прессой и сопутствующими товарами в киосках (газеты и журналы при этом должны составлять более половины ассортимента);
- реализует ценные бумаги;
- продает лотерейные, проездные билеты на городской транспорт;
- обеспечивает еду ученикам и студентам, а также работникам обучающих заведений;
- занимается торговлей в специально отведенных для этого местах, таких как рынки, ярмарки, выставочные комплексы и др. (отдельно стоящие внутри таких мест павильоны, магазины, палатки и т.п. подчиняются другим требованиям);
- торгует вразнос или с тележек (кроме сложной техники и скоропортящихся пищевых продуктов);
- предлагает чай и подобную продукцию в вагонах поездов;
- дает возможность приобрести лекарства в фельдшерских пунктах в сельской местности;
- продает мороженое с лотков, безалкогольные напитки, пиво, масло и т.п. вразлив из цистерн, живую рыбу и овощи вразвал;
- принимает стеклотару и утиль (кроме металла);
- предлагает купить религиозную продукцию и литературу в специально предназначенных местах (храмах, церковных лавках и т.п.), оказывает услуги по отправлению культа;
- продает марки по их номинальной стоимости.
Можно ли на УСН применять БСО вместо кассового аппарата?
Каков порядок списания бланков строгой отчетности?
ДОПОЛНИТЕЛЬНО. Разрешено не использовать ККТ, применяя вместо чеков БСО, тем предпринимателям, кто осуществляет свою деятельность в труднодоступных местностях (их перечень утвержден региональным законодательством).
Законодательное урегулирование
П. 2 ст. 2 ФЗ №54 говорит о возможности применения БСО вместо кассовой техники при оказании населению услуг, входящих в соответствующий перечень ОКУН.
Федеральный закон от 03 июля 2016 года №290-ФЗ внес изменения в вышеупомянутый ФЗ №54, сделав список услуг, оплата за оказание которых может регистрироваться с помощью БСО, без ККТ, исчерпывающим.
В 2008 году правительство РФ обновило положение об осуществлении расчетов без применения кассовой техники (Постановление от 06 мая 2008 года №359). В нем подробно освещены требования к этому виду документации, порядок расчетов с их помощью, особенности бухучета и утилизации. Главные изменения (по сравнению с предыдущими требованиями) заключаются в следующем:
- старые формы БСО признаются неактуальными и применяться не могут;
- предприниматели должны сами разработать новые формы БСО (кроме отдельных видов деятельности, для которых утверждены типовые);
- БСО должны содержать некоторые реквизиты в обязательном порядке;
- нужно указывать типографские данные, если БСО печатались таким способом.
Нюансы оформления бланков
Бланк для строгой отчетности должен изготавливаться исключительно типографским способом либо формироваться автоматизированными программами, отвечающими определенным требованиям по защите и фиксации данных (второй способ на практике практически не применяется из-за сложности соответствия этим требованиям).
К СВЕДЕНИЮ! Бланки, распечатанные с помощью обычного принтера, недействительны.
Ряд полей должен быть обязательным, остальные предприниматель может вносить по своему усмотрению. Закон требует, чтобы на бланке обязательно содержалась следующая информация:
- название, уникальный номер из 6 знаков и серия из двух прописных букв (назначается предпринимателем произвольно);
- название организации или имя ИП;
- для юридических лиц – адрес исполнительного органа;
- ИНН;
- вид и стоимость оказываемой услуги (в деньгах);
- сумма к уплате;
- дата оплаты и заполнения;
- данные лица, заполнявшего документ, подпись, печать (если она применяется);
- дополнительные реквизиты услуги.
ВАЖНО! Внешняя регистрация собственной формы бланка не требуется, достаточно утвердить ее во внутренней учетной политике.
Порядок использования БСО
- Поступление бланков из типографии, фиксация этого факта в Книге учета БСО.
- Заполнение бланка с указанием суммы (кроме поля для личной подписи).
- Получение денег у клиента (следует еще раз проговорить ее вслух).
- Подписание документа.
- Отрывание корешка с номером и серией, передача основной части бланка клиенту (либо передача оригинала с оставлением себе копии).
Как заполнять БСО
Положение зафиксировало ряд требований к заполнению данного документа:
- четко, разборчиво, без разночтений;
- исправления не допускаются;
- не менее чем в двух экземплярах.
Что делать, если БСО испорчен
Допустили ошибку в документе строгой отчетности? Выбрасывать этот документ нельзя, поскольку он номерной. Положено перечеркнуть испорченный бланк, а в конце рабочего дня сдать его вместе с выручкой и актуальными БСО (копиями и корешками). Они будут прикреплены к Книге учета БСО.
Иногда случается, что бланк заполнен правильно, но клиент в последний момент отказался от услуги, следовательно, не заплатил за нее. С таким БСО следует поступить так же, как с испорченным: перечеркнуть и сдать в конце дня в полной комплектности: 2 экземпляра с одинаковым номером (или копию и корешок).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если бланки не типографские, а сформированные автоматизированной системой, то напротив испорченного бланка следует поставить отметку «Аннулирован». Выведенные на печать недействительные БСО подлежат учету и уничтожению обычным порядком.
Как учитываются бланки строгой отчетности
Заниматься учетом, хранением и утилизацией БСО должно материально ответственное лицо (с работником заключается соответствующий договор либо руководство берет эту функцию на себя). Поступление бланков из типографии отражается в акте приемки, подписанном комиссией.
Дальнейшая динамика ведется в Книге учета БСО.
Книга учета БСО
Форма этого обязательного учетного документа не утверждена, предприятие или ИП может ее разработать самостоятельно. Основные требования:
- листы следует пронумеровать, сброшюровать, скрепить прошивку печатью;
- они должны содержать подпись руководителя или главбуха;
- бланки учитываются по названиям, сериям, номерам.
Книга делится на несколько частей: отдельно отражают поступившие бланки и переданные для использования, выводится остаток по каждому виду бланков (он должен совпадать с инвентаризационными данными). Предусмотрены такие графы:
- дата поступления (передачи);
- количество бланков;
- кто передал;
- на основании какого документа.
Ревизия БСО
Необходимо время от времени осуществлять инвентаризацию бланков. Обычно это делается одновременно со сверкой денежных средств по кассе. Бланки проверяют по номерам и сериям, отдельно по каждому месту хранения и ответственным за них лицам. Сверяют фактическое наличие с записями у учетной документации.
Результаты отражаются в инвентаризационной описи, форма которой (ИНВ-16) утверждена постановлением Госкомстата №88 от 18 августа 1998 года. Опись оформляется в двух экземплярах, а если материально ответственные лица менялись – в трех.
Хранение БСО
Хранить бланки необходимо в сейфах или специально оборудованных помещениях, откуда их нельзя будет похитить и где они не испортятся. В конце каждого рабочего дня места хранения нужно опечатать или опломбировать.
Использованные документы о принятии денег (копии, корешки) нужно сберегать в течение еще 5 лет. Для этого их следует уложить в мешки, которые опечатываются.
По истечении 5-летнего срока утратившие актуальность БСО уничтожаются по протоколу, аналогичному уничтожению документации (на основании акта комиссии).