Должностная инструкция эколога является юридически значимым документом, в котором закреплены основные параметры деятельности специалиста. Она широко применяется в бизнес-практике и при судебных разбирательствах по трудовым вопросам.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции эколога .doc
Образец должностной инструкции эколога
1. Общие положения
- Эколог нанимается и увольняется приказом директора компании.
- Эколог находится в подчинении у руководителя соответствующего структурного подразделения.
- На время отсутствия эколога (командировка, лечение заболевания и т.д.) профессиональные функции, которые закреплены за ним, выполняет другой специалист структурного подразделения, назначенный его руководителем.
- Эколог проходит периодический медосмотр, в соответствии с положениями действующего законодательства и корпоративными правилами.
- Претендент на данную позицию должен соответствовать нижеперечисленным критериям:
- средне-специальное (высшее) профильное образование;
- успешно пройденный медосмотр;
- трудовой опыт по экологическому профилю от трех лет.
- Эколог должен понимать:
- профильные законы, административные акты, отраслевые стандарты, затрагивающие природоохранную деятельность;
- стандарты работы с профильной документацией;
- нормы взаимодействия с представителями контролирующих инстанций;
- теоретические основы природоохранной деятельности;
- нормативы, применяющиеся для расчета допустимых экологических показателей;
- факторы, оказывающие влияние на экологические показатели компании;
- передовой опыт природоохранной деятельности в мире и РФ;
- параметры технологий и оборудования, применяемых компанией;
- этапа проведения экологической экспертизы;
- стандарты проведения экологического мониторинга;
- нормы проверки качества профильных расчетов и документов;
- устройства и методы контроля за экологическими параметрами деятельности компании;
- правила использования компьютера и профильного программного обеспечения;
- экономические факторы природоохранной деятельности.
- Эколог ориентируется на:
- действующие законы и административные акты;
- профессиональные положения;
- документы компании;
- положения этого документа.
2. Функции
Эколог отвечает за решение следующих задач:
- Подготовка экологической документации для контролирующих инстанций.
- Мониторинг соблюдения экологических стандартов в компании.
- Взятие образцов и проб для последующей экологической экспертизы.
- Подготовка докладов и презентаций для менеджмента компании по экологическим вопросам.
- Планирование природоохранных мероприятий в компании.
- Проверка корректности проводимых компанией природоохранных мероприятий.
- Мониторинг появления новых экологических требований.
- Анализ экологических параметров производственных процедур и нового оборудования.
- Консультирование специалистов компании по экологическим вопросам.
- Подготовка экологических параметров технических заданий для сторонних исполнителей.
- Участие в проведении экспертиз и исследований по природоохранной тематике.
- Участие в переговорах с партнерами по экологическим аспектам договоров.
- Мониторинг работоспособности природоохранных устройств и сооружений компании.
- Отслеживание эффективности результатов экологических мероприятий.
- Анализ последствий экологических нарушений и выявление причин их появления.
- Подготовка предложений для руководства по устранению выявленных недостатков в экологической сфере.
3. Ответственность
Эколог может привлекаться к ответственности за:
- Правонарушения, совершенные в процессе исполнения профессиональных обязанностей, — в соответствии с положениями уголовного, трудового и административного права.
- Передачу конфиденциальной информации третьим лицам — в соответствии с правилами компании и статьями трудового законодательства.
- Невыполнение своих профессиональных функций — в границах, которые указаны в Трудовом кодексе и внутренней документации.
- Нанесение материального ущерба работодателю — в порядке, указанном в соответствующих разделах актуального законодательства.
4. Права
Работодатель представляет экологу следующие права:
- Предлагать руководству мероприятия по улучшению ситуации в своей сфере деятельности.
- Требовать от служащих компании информацию, востребованную в своей профессиональной деятельности.
- Требовать от менеджмента создания условий, обеспечивающих качественное выполнение своих обязанностей.
- Подписывать документы в пределах своей профессиональной компетенции.
- Распоряжаться средствами, выделенными на природоохранные цели, в пределах своей компетенции.
- Знакомиться с проектами корпоративных документов в сфере экологии.
- Иметь доступ к критериям, по которым руководство оценивает эффективность результатов (KPI).
Параметры написания документа
Для написания должностной инструкции компании-работодатели применяют подходящие профессиональные стандарты, параграфы квалификационных справочников и типовые образы инструкций, адаптируя их под свои потребности.
Стандартная структура документа:
- Общие параметры.
- Профессиональные функции.
- Параметры ответственности.
- Трудовые права.
В расширенном формате инструкции, который применяется в крупном бизнесе, а также для руководителей и уникальных специалистов, в документ могут быть добавлены следующие части:
- Правила должностных взаимодействий.
- Особенности работы.
- Показатели эффективности работы (KPI).
Внимание! Разделы должностной инструкции не должны вступать в противоречие с положениями трудового договора, приложением к которому она фактически является.
Общие положения
Здесь перечислены основные аспекты профессиональной деятельности специалиста:
- Порядок его кадровых перемещений.
- Правила его временной замены.
- Положения, которыми он обязан руководствоваться.
- Ожидаемые от него опыт и образование.
- Требуемые профессиональные умения.
- Особенности деятельности у конкретного нанимателя.
Большая часть параграфов одинакова в разных компаниях. Значительные различия бывают у списка умений, которые могут различаться у разных работодателей, в зависимости от их отраслевой принадлежности, масштабов бизнеса, являются ли они частью международных компаний и других параметров.
Внимание! В крупных публичных компаниях, действующих на международном рынке, от эколога может потребоваться хороший уровень владения профильным английским языком. В этом случае данное требование отдельно прописывают в разделе.
Обязанности
Количество функций зависит от специфики компании-работодателя. В крупном бизнесе стремятся не перегружать специалистов решением второстепенных задач. В средних и малых компаниях от них может потребоваться выполнение многочисленных вспомогательных обязанностей. Значительную роль играет и кадровая политика нанимателя, его отраслевые особенности, уровень менеджмента и другие моменты.
Отдельную группу составляют базовые обязанности, одинаково важные для разных профессий: соблюдать дисциплину, положения по охране труда и пр.
Внимание! Для описания профессиональных функций может использоваться профстандарт 40.117 «Специалист по экологической безопасности», утвержденный Минтрудом 31.10.16.
Ответственность
Подробности наказаний за совершенные на работе правонарушения даны в соответствующих разделах законодательства. По правовым нормам вина сотрудника может быть установлена в результате юридических и административных разбирательств, после изучения документов, обстоятельств происшествий и других факторов. Поэтому раздел написан в общей форме, и перечень нарушений ограничен 3-4 пунктами.
Права
Список прав, данных в разделе, не должен дублировать содержимое ст. 21 ТК. Скорее, его можно рассматривать в качестве дополнения к стандартным правам сотрудника, закрепленным в трудовом законодательстве. Объем данного раздела прямо зависит от важности решаемых вопросов и уникальности специалиста: чем значительнее ответственность, тем большими возможностями обладает работник.
После составления инструкции она должна быть проверена на соответствие трудовому законодательству, правилам делового документооборота и нормам компании. Поэтому её обсуждение проходит с юристом, начальником кадровой службы, будущими коллегами и руководителями специалиста. Только после их одобрения инструкция визируется главой организации. Сам специалист подписывает её при трудоустройстве, соглашаясь с положениями документа.
Внимание! Корректное оформление инструкции требует её распечатывания на фирменном бланке, с включением атрибутов деловой документации: расшифровкой подписей, датой составления, реквизитами компании и пр.