Должностная инструкция педагога-психолога используется как документ, в котором подробно прописаны должностные обязанности специалиста, его права, требуемые от него знания и другие подобные моменты. Фактически эта инструкция является приложением к трудовому договору, раскрывая его параметры. Являясь юридически значимым документом, должностная инструкция требует от составителей внимания к её корректному составлению и оформлению.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции педагога-психолога .doc
Образец должностной инструкции педагога-психолога
1. Общий раздел
- Педагог-психолог подчиняется директору учреждения.
- Педагог-психолог нанимается на работу и увольняется с неё соответствующим приказом директора учреждения.
- На время отсутствия педагога-психолога (болезнь, отпуск, командировка и пр.), его обязанности выполняет другой специалист, назначенный директором учреждения.
- Претендент на должность педагога-психолога должен обладать следующими квалификационными характеристиками:
- средне-специальное или высшее образование соответствующего профиля;
- соответствие требованиям, перечисленным в ст. 331 ТК;
- опыт работы по педагогическому направлению от 2 лет.
- Данный специалист обязан разбираться в следующих вопросах:
- профильные законы, нормы и стандарты, регулирующие педагогическую деятельность;
- теоретические основы психологии и педагогики;
- особенности применения психологических и педагогических методов в разнообразных гендерных, возрастных, социальных группах;
- принципы проведения психолого-педагогических исследований;
- правила анализа и интерпретации результатов, полученных в ходе соответствующих изысканий;
- правила проведения консультационных мероприятий в психолого-педагогической сфере;
- приёмы проведения индивидуальных и групповых психолого-педагогических мероприятий;
- правила взаимодействия с другими специалистами учреждения по решению выявленных проблем у учащихся;
- теоретические основы и правила практического применения методов психодиагностики;
- способы разрешения возможных спорных ситуаций в своей сфере деятельности;
- передовые техники в области педагогики и психологии;
- нормы этики, обязательные к соблюдению в психолого-педагогической деятельности;
- правила ведения документооборота;
- кадровый состав и управленческая структура учреждения, его действующие правила;
- правила эксплуатации офисного оборудования, компьютеров, соответствующего программного обеспечения;
- правила санитарии, гигиены, пожарной безопасности и трудовой дисциплины.
- На рабочем месте педагог-психолог руководствуется:
- действующими законами;
- профильными стандартами и правилами;
- внутренней документацией учреждения;
- сведениями из данной инструкции.
2. Обязанности
Педагог-психолог выполняет следующие функции:
- Разработка требуемых программ по психолого-педагогическому направлению.
- Отслеживание поведения учащихся и выявление причин возможных проблем.
- Заполнение требуемых документов и внесение сведений в базы данных учреждения, в соответствии с профилем своей деятельности.
- Взаимодействие с учащимися в рамках проведения исследований.
- Взаимодействие с другими сотрудниками учреждения, а также с родителями учащихся, в пределах своих обязанностей.
- Участие в составлении образовательных планов учреждения.
- Оказание необходимой психологической поддержки коллегам и учащимся.
- Проведение консультационных мероприятий с учащимися по проблемам их развития.
- Консультирование руководства учреждения, коллег, родителей по вопросам педагогической деятельности и её психологической составляющей.
- Составление профессиональных заключений по документам, затрагивающим психолого-педагогическую сторону деятельности учреждения.
- Мониторинг результатов применения психолого-педагогических методов при работе с учащимися.
- Определение отклонений у отдельных учащихся в сфере психологии и обучения, а также разработка мер по коррекции данных нарушений.
- Проведение психодиагностических мероприятий в соответствии с заданными критериями.
- Информирование руководства о замеченных проблемных моментах в работе учреждения.
- Мониторинг соблюдения санитарно-гигиенических нормативов учащимися в пределах своей зоны ответственности.
- Прохождение профессиональной аттестации в соответствии со стандартами учреждения.
3. Ответственность
Педагог-психолог может быть наказан за следующие нарушения:
- Причинение материального ущерба работодателю — в тех границах, которые определены в соответствующем законодательстве.
- Неисполнение закрепленных рабочих обязанностей — в пределах, которые даны в трудовом законодательстве.
- Нарушение норм и законов — в соответствии с разделами гражданского, административного и трудового права.
4. Права
Педагог-психолог владеет следующими правами:
- Вносить предложения руководству по улучшению сферы психологической и педагогической деятельности.
- Участвовать в собраниях, где обсуждаются вопросы образовательной деятельности и психологического климата.
- Требовать от руководства поддержания тех параметров, которые нужны для выполнения закрепленных обязанностей.
- Получать от коллег информацию и помощь, необходимые в своей работе, в пределах, которые описаны в соответствующих документах учреждения.
- Знакомиться с проектами документов, затрагивающих психолого-педагогическую сферу деятельности.
Что нужно помнить при составлении инструкции
В отечественном законодательстве по-прежнему нет параметров, определяющих форму и содержание должностной инструкции. В результате наниматели ориентируются на типовые инструкции, составленные на базе профстандартов и квалификационных справочников. Подобные инструкции создаются по определенным стандартам, затрагивающим их форму и оформление.
Стандартная форма инструкции:
- Общая часть.
- Трудовые функции специалиста.
- Его ответственность.
- Его права.
Многие работодатели, которые хотят четче прописать отдельные аспекты своих отношений с сотрудниками, добавляют в инструкции еще несколько разделов.
Наиболее востребованные дополнительные части:
- Условия для работы.
- Должностные связи.
- Критерии оценки достигнутых результатов.
Стандарты оформления требуют, чтобы в инструкции присутствовали основные признаки официального документа: расшифровка подписей, дата создания, реквизиты организации и пр. Поэтому желательно распечатывать документ на фирменном бланке организации.
Внимание! Как основу для составления должностной инструкции можно применять подходящий профстандарт. Так, для профессии педагога-психолога может использоваться профстандарт 01.002, утвержденный Минтрудом в 2015 году. Рекомендации к использованию этих стандартов в бизнес-практике закреплены в статьях 195.1, 195.3, 195.3 ТК.
Общая часть
Вступительная часть, где дается описание основных параметров деятельности специалиста. Здесь прописывают требования к квалификации сотрудника, его место в структуре организации, порядок его временной замены и другие базовые моменты.
Особенно большое значение имеют навыки, которые должны обеспечивать выполнение обязанностей, описанных далее. Так, для педагога-психолога может потребоваться знание приемов проведения исследований, их математического анализа и пр.
Внимание! В ст. 331 ТК дается перечень требований, которым должен соответствовать специалист, допущенный к педагогической работе (отсутствие судимостей, заболеваний и пр.), о чем нужно упомянуть в данном разделе.
Обязанности
Ключевая часть инструкции, которая может значительно различаться в разных организациях, даже у специалистов одинаковых профессий. Так, функции педагога-психолога могут отличаться в зависимости от профиля учреждения (спецшкола, специализированный пансионат и пр.), его размеров и других параметров.
Ответственность
В данном разделе в общей форме описаны нарушения и меры наказания. Такой формат раздела применяется потому, что конкретная ответственность сотрудника устанавливается только после окончания необходимых административных и юридических процедур.
Права
В этом разделе дан список прав, предоставленных работнику его нанимателем. Обычно сюда входят несколько пунктов, схожих у однотипных профессий. По желанию работодателя этот перечень может быть расширен. Так, в него можно включить получение дополнительного образования за счет работодателя, подписку на отраслевые издания и пр.
Должностная инструкция для педагога-психолога составляется с участием специалистов. Обычно в её разработке принимают участие юрист, сотрудник отдела персонала, а также педагогические работники. Только после их одобрения документ утверждается руководителем учреждения. Окончательно инструкция вступает в силу после её подписания всеми сторонами: специалистом, руководителем организации, а также другими людьми, если их подписи требуются по правилам документооборота.