Исковое заявление о защите прав потребителей – это самостоятельный документ из разряда судебных, который при стечении определённых обстоятельств может послужить основанием для возбуждения гражданского дела. В рамках текста мы разберёмся в правах потребителя и производителя, рассмотрим практику подобных судебных споров, приведём инструкцию по формированию заявительной официальной бумаги.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк искового заявления о защите прав потребителей .docxСкачать образец искового заявления о защите прав потребителей .docx
Защита прав потребителей
Потребительские права гражданина Российской Федерации находятся под охраной государства. Законодательство на всех уровнях устанавливает определённые нормы, призванные урегулировать взаимоотношения между производителями товаров, продавцами и конечным потребителем. Более того, созданы специальные ведомства, призванные осуществлять соответствующие проверки и разрешать вытекающие из них споры. Речь идёт, конечно же, о Роспотребнадзоре.
Несмотря на довольно широкий перечень полномочий Роспотребнадзора, Прокуратуры и иных структур, в большинстве случаев урегулировать конфликт без суда попросту невозможно. Если ни одна из сторон не признаёт свою неправоту, в вопросе должен разобраться орган правосудия.
Нормативная база
Если человек вознамерился восстановить свои нарушенные потребительские права через суд, ему потребуется изучить три нормативных правовых акта:
- Гражданский кодекс;
- Гражданский процессуальный кодекс;
- Закон «О Защите прав потребителей».
Первый содержит в себе общие положение о сделках, правах и обязанностях сторон соглашения, второй – правила рассмотрения споров в судебном порядке, а третий дополняет первые два, влияя как на материальное, так и на процессуальное право. Разберёмся во всём по порядку.
Когда следует обращаться в суд
Потребительский закон устанавливает досудебный порядок урегулирования спора. Перешагнуть через эту ступень не получится, так как суд попросту не возьмётся рассматривать такой спор. Предполагается, что неудовлетворённый потребитель обязан отправить контрагенту письменную претензию с требованием устранения определённых недостатков. Речь может идти о качестве товара, нарушении сроков доставки, замене товара надлежащего качества или даже выплате компенсации морального вреда.
Если в течение 10 дней вторая сторона не предоставила письменного ответа или он не удовлетворил автора претензии, следует обращаться в суд.
Куда подавать иск
Вопрос о том, в какой именно суд обращаться с заявлением, разрешает принцип подсудности гражданского судопроизводства. Все дела рассматриваются по месту регистрации ответчика, то есть производителя или продавца. Закон «О защите прав потребителей» вносит определённые корректировки в данное правило, позволяя подать в суд по месту прописки истца. Законодатель понимает, что покупатель в данном случае выступает заведомо слабой стороной, вследствие чего идёт ему на уступки.
Судебная система разделяется на горизонтальные звенья, обратиться в любой суд по своему усмотрению не выйдет.
Здесь всё упирается в ту сумму, которую вы хотите истребовать со второй стороны. Она именуется как «цена иска». Если совокупный размер исковых требований превысил 50 000 рублей, подаём иск в районный (городской) суд, а всё, что меньше, уходит по подсудности мировому судье.
Вопрос госпошлины
По общему правилу государственную пошлину за рассмотрение дела в судебном порядке уплачивает истец, однако и здесь потребительский закон вносит свои правки. Иск будет принят к производству без уплаты пошлины, но при вынесении решения эти средства будут взысканы с одной из сторон. То, с какой именно, решит орган правосудия. Если исковое заявление удовлетворят, платить будет ответчик, то есть продавец либо производитель. Взысканные денежные средства пойдут не в карман истца, а в счёт бюджета, обеспечивающего функционирование рассматривающего спор суда.
Потребительский штраф
На законодательном уровне для продавцов и производителей товаров предусмотрен дополнительный штраф за отказ от удовлетворения требований покупателя в добровольном порядке. Если суд решит, что покупатель однозначно прав и вынесет решение в его пользу, с ответчика дополнительно взыщут денежную сумму равную 50 процентам от удовлетворённой по решению суда. Эти деньги уже пойдут не в бюджет, а в пользу истца.
Инструкция по составлению иска
Форма искового заявления регламентируется в 12 главе Процессуального закона. Иск должен формироваться из преамбулы, описательно-мотивировочной и просительной частей. Требования к их наполнению также обусловлены нормами закона, но вот форма исполнения остаётся условно свободной. Иными словами, составитель вправе исполнить текст так, как он того пожелает, соблюдая общие требования делового документооборота и этики судопроизводства.
В преамбуле мы обозначим общую информацию о будущем гражданском деле:
- в какой суд подаётся иск;
- кто выступает в процессуальном статусе истца, ответчика;
- цена иска.
В описательно-мотивировочной части разъясняем, что стало причиной обращения в суд, начиная свой рассказ с самого начала. К примеру, вы приобрели товар ненадлежащего качества и решили его возвратить, но продавец вам отказал. Ссылаемся на факт покупки, указывая дату приобретения, номер кассового чека, общую стоимость. Далее отметим, какие именно дефекты стали причиной для возврата, сошлёмся на отправленную претензию. Освещаем ситуацию с ответом на обращение по истечению десяти дней. Этого набора информации будет вполне достаточно для принятия иска к производству.
Ниже по документу оставляем ссылки на соответствующие статьи Гражданского процессуального кодекса, просим суд взыскать с ответчика денежные суммы по соответствующим основаниям. Это может быть возврат уплаченных денежных средств, выплата неустойки, штраф, моральный вред.
Примерный образец