Претензия туроператору на возврат денег – это официальная бумага, с которой покупатель путёвки может обратиться к своему контрагенту в случае существенных изменений обстоятельств. В рамках настоящего материала мы рассмотрим правоотношения между туристом и организацией, предоставляющей соответствующие услуги, расскажем, как правильно сформировать претензию и получить уплаченные денежные средства назад.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк претензии туроператору на возврат денег .docxСкачать образец претензии туроператору на возврат денег .docx
Правовая основа
Правоотношения формата «турист – турфирма» с точки зрения действующего законодательства можно квалифицировать как договор возмездного оказания услуг. Так, туроператор за определённое вознаграждение бронирует для человека авиабилеты, гостиницу, разыскивает различные мероприятия на месте отдыха, которые могли бы заинтересовать потребителя. Оказывать подобные услуги может как отдельная организация – туроператор, так и частное лицо, — турагент. В правовом смысле никакой разницы для конечного потребителя не будет, ведь в любом случае правоотношения будут строиться вокруг общих норм об оказании услуг Гражданского кодекса РФ, Закона «О защите прав потребителей», ФЗ «Об основах туристской деятельности».
Условиями соглашения, заключённого между контрагентами, регулируются отдельные аспекты исполнения обязательств по договору. В частности, речь идёт о сроках исполнения, цене договора, комиссии за отказ от поездки без видимых на то причин. Как правило, размер комиссии устанавливается в районе 20-30 процентов, возрастает по мере приближения поездки.
Возврат денег
Обратиться к туроператору с претензией на возврат уплаченных за путёвку денежных средств можно в двух случаях:
- поездка не состоялась по вине турагентства;
- пассажир не смог отправиться в путешествие в силу обстоятельств непреодолимой силы.
В первом случае речь идёт о допущении критических ошибок турагентом, занявшимся оформлением документации. Возможно, контрагент неверно подал документы на загранпаспорт или визу, забронировал билеты не в том аэропорту или в другое место назначения. В силу человеческого фактора подобные ситуации не являются редкостью, происходят на регулярной основе.
Что касаемо возврата при отказе от полёта по личным причинам, то здесь следует углубиться в вопрос поподробнее. 10 статья ФЗ «Об основах туристской деятельности» позволяет так поступить лишь в случае, когда поездка не смогла состояться по независящим от туриста обстоятельствам: перенос отпуска, срочная командировка, болезнь, содержание в стационаре. Каждое из вышеперечисленных обстоятельств потребуется подтвердить документально. Это может быть справка, приказ о направлении в служебную поездку или переносе времени отдыха, что-то ещё.
Перенесли авиарейс
Перенос авиарейса, пожалуй, является самой сложной ситуацией для возврата денежных средств, ведь, по сути дела, туроператор не несёт за это никакой ответственности. Получается, что денежные средства за билеты можно затребовать с авиакомпании, а вопрос с бронированием гостиницы решать отдельно. Будет лучше, если удастся договориться с контрагентом мирным путём, ведь судебное разбирательство по подобным обстоятельствам может значительно затянуться. Как бы то ни было, потребитель в любом случае имеет возможность восстановить свои нарушенные права, возвратить уплаченные за путёвку денежные средства.
Взыскивать денежные средства нужно с туроператора, который в дальнейшем взыщет эту сумму с авиакомпании в порядке регресса. Потребителя дальнейшее судебное разбирательство будет уже мало интересовать.
Претензия как документ
Претензия как документ, одна из возможных форм реакций потребителя на нарушения его прав, прямо упоминается в Законе «О защите прав потребителей», а также ФЗ «Об основах туристской деятельности». Так, оба нормативных правовых акта устанавливают срок рассмотрения в десять календарных дней. По факту истечения данного временного промежутка обращение должно быть рассмотрено, а денежные средства – возвращены. Если этого не произошло, допускается обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, Ростуризм, Министерство культуры РФ, а также с исковым заявлением в суд.
Инструкция по составлению претензии
Претензия туроператору на возврат денежных средств начинает формироваться также, как и любой другой документ из той же категории. В шапке потребуется прописать полное наименование организации-туроператора, ФИО и должность её руководителя, юридический адрес компании. Затем здесь же отметим ФИО заказчика туристических услуг, серию и номер его паспорта, номер сотового телефона.
Ниже по документу ссылаемся на заключенный с туроператором договор, кратко разъясняем его условия. Будет важно уделить внимание вопросам срока поездки, цены договора, условий расторжения соглашения. Следующим шагом приводим основание, со ссылкой на которое вы желаете возвратить денежные средства. Если речь идёт о существенных изменениях обстоятельств, все они перечислены в 10 статье ФЗ «О туризме».
В завершение работы с документом обращаемся к руководителю компании-контрагента, требуем возвратить вам уплаченные за несостоявшуюся поездку денежные средства. В качестве дополнительного требования можно выдвинуть компенсацию морального вреда, однако рассчитывать на его удовлетворение мы бы особо не стали. Как бы то ни было, никто не мешает его запросить. Суд обычно удовлетворяет суммы от одной до пяти тысяч рублей.
Подписываем официальную бумагу, направляем туроператору на рассмотрение. Теперь остаётся ждать лишь истечения срока в десять календарных дней.
Примерный образец