Профессиональный стандарт маркетолога применяется с целью определения зоны ответственности специалиста и уровня его компетенции. Также документ можно использовать для предъявления маркетологу требований по прохождению переподготовки и определению эффективности его работы (KPI).
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта маркетолога .doc
Правовые основы применения профстандартов
Стандарты для профессий применяются в обязательном и добровольном форматах. Они обязательны для работодателя в трех ситуациях:
- Когда для какой-либо профессии имеются законодательно закрепленные квалификационные требования (ст. 195.3 ТК РФ).
- Если организация-наниматель принадлежит к бюджетному сектору либо она более на 50% контролируется государством (Постановление Правительства РФ №584).
- Когда представители определенной профессии имеют права на льготы и компенсации, а также если для них установлены определенные ограничения (ст. 57 ТК РФ).
Также на основе по ч. 2 ст. 195.3 ТК должностные стандарты рекомендованы для документирования квалификационных требований, но эта рекомендация носит добровольный характер. Стимулами к их применению работодателями являются следующие возможности:
- Совершенствование имеющейся кадровой документации, что выгодно, в том числе, для предотвращения конфликтов с Рострудом и иными контролирующими инстанциями.
- Разработка системы квалификационных критериев, которым должны будут соответствовать действующие и потенциальные работники.
- Документирование параметров для оценки и дальнейшей аттестации персонала.
- Получение возможности обоснованно требовать от сотрудников улучшения их знаний и навыков в требуемых областях.
Значительное достоинство перечисленных возможностей – они опираются на активно продвигаемую государством систему профстандартов, что, в частности, минимизирует возможность предъявления претензий от ФНС и иных госструктур.
Внимание! Базовым законодательным актом в сфере профстандартов является 122-ФЗ, утвержденный в 2015-м году. Практические аспекты их реализации рассмотрены в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253.
Специфика и структура профстандарта маркетолога
Профессиональный стандарт 08.035 «Маркетолог» был принят Минтрудом в 2018-м году. В него входят четыре раздела.
В начальной части описана принадлежность профессии «маркетолог» к группе и виды экономической деятельности. Также обозначена цель его трудовой деятельности.
Вторая часть содержит перечень из трех профильных трудовых функций маркетолога и восьми их составляющих. Каждая профильная функция включает в себя несколько составляющих. Так, функция по управлению маркетинговой деятельностью включает:
- формирование маркетинговой стратегии;
- планирование маркетинговой деятельности и контроль за её исполнением.
Для функций и составляющих приведены коды, а также уровни сложности их выполнения.
В третьей части функции и составляющие разобраны более тщательно. Для каждой функции указаны:
- категории маркетологов, уровень которых достаточен для её выполнения;
- требования к их опыту и образованию;
- дополнительные критерии их допуска к работе;
- прочие сведения.
Например, для упомянутой функции «Управление маркетинговой деятельностью» приведены:
- Три класса специалистов в области маркетинга, могущих её выполнять.
- Образование – высшее, уровня магистратуры или специалитета.
- Необходимый опыт работы – от пяти лет в области маркетинга.
- Прочие сведения – коды должностей маркетологов по классификаторам ЕКС, ОКЗ, ОКСО, ОКПДТР.
Также от маркетолога требуется дополнительное профильное образование.
По каждой составляющей в разделе излагаются следующие данные:
- совершаемые маркетологом в ходе её выполнения трудовые операции;
- нужные для них уровни знаний и умений;
- дополнительные характеристики.
Так, для составляющей «Формирование маркетинговой стратегии» даны:
- Четыре трудовых операции – создание и развитие систем для выполнения маркетинговых задач и пр.
- Четыре практических умения – реализация альтернативных маркетинговых стратегий, планирование и прогнозирование их применения и пр.
- Семь теоретических знаний – специфика риск-менеджмента, способы руководства проектами и т.д.
Перечисленные в разделе требования к умениям маркетолога и выполняемым им операциям востребованы работодателями при написании должностных инструкций, составлении квалификационных требований к кандидатам в маркетологи и в иных аспектах кадровой деятельности.
В заключительной части дан список организаций, участвовавших в разработке документа.
Внимание! Должностные классификаторы, такие как ЕКС и ОКЗ, продолжают быть актуальными и могут применяться вместе с профстандартом.
Использование профстандартов в кадровой деятельности
Для эффективного внедрения профстандартов в делопроизводство организации и её систему управления кадрами рекомендуется придерживаться следующего порядка операций:
- Составить регламент, в котором обозначить основные параметры их внедрения: сроки, цели, этапы и т.д.
- Провести анализ деятельности персонала и организации-работодателя, особо рассматривая отраслевую специфику.
- Организовать исследование имеющейся документации по персоналу: должностных инструкций, трудовых договоров и пр.
- Провести модернизацию кадровой документации с помощью найденных профстандартов.
- Составить новую систему квалификационных параметров для оценки действующих и потенциальных сотрудников.
Ключевыми итогами данных операций станет повышение качества управления персоналом, совершенствование кадровой документации, выявление необходимости в организационных изменениях. Например, если маркетолог не подходит под параметры профстандарта, имеет смысл отправить его получать дополнительное образование.
Внимание! Маркетолога, как и других специалистов, нельзя уволить за их несоответствие параметрам профстандартов. Можно лишь предложить ему перевод на иную позицию по статье 72.1 ТК РФ.