Профессиональный стандарт официанта применяется при документировании обязанностей сотрудника и определении параметров его квалификации. Также документ используется для повышения качества кадровой документации и разработки показателей оценки эффективности сотрудников.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта официанта .doc
Развитие профстандартов
В 2012 году был выпущен Указ Президента №597, где впервые приводились количественные показатели по внедрению должностных стандартов. В следующем году Постановление Правительства №23 утвердило нормы их составления.
Основная законодательная база для профессиональных стандартов была создана в 2015 году. Тогда был принят Федеральный закон 122-ФЗ, внёсший изменения в трудовое и образовательное законодательство. Например, в ТК были внесены статьи 195.2 и 195.3, где прописывался порядок их действия и утверждения.
В 2016 году Минтруд издал Письмо №14-0/10/В-2253, где разобрал большую часть вопросов от работодателей по их применению.
Структура профессионального стандарта официанта
Специализированный профстандарт для официанта 33.013 был утверждён в 2015 году. Он включает четыре части, в которых документируются основные должностные характеристики официанта.
В начальном разделе сформулирована цель деятельности официанта и принадлежность данной профессии к группе и виду деятельности по кодам ОКЗ и ОКВЭД.
Во втором разделе дан список четырёх функций, характерных для профессии официанта, а также четырнадцати их составляющих. Каждая функция включает несколько составляющих. Так, функция по обслуживанию посетителей блюдами и напитками включает:
- сервировку столов;
- приём заказов от клиентов;
- подачу им заказов;
- проведение расчётов;
- обслуживание массовых мероприятий;
- обеспечение посетителей бара напитками и закусками.
В следующей части функции и составляющие разобраны более тщательно. Для каждой функции указаны:
- возможные наименования специалистов, уровень квалификации которых достаточен для её выполнения;
- уровни их опыта и образования;
- дополнительные требования к официантам;
- иные сведения.
Так, для деятельности по обслуживанию посетителей блюдами и напитками указаны:
- специалисты – официант и бармен;
- требуемое образование – профессиональное;
- профильный опыт работы – от полугода;
- дополнительные требования – наличие медкнижки и возраст от 18 лет (при работе с алкогольными ингредиентами).
Также указаны коды и обозначения специалистов по справочникам ОКЗ, ЕТКС, ОКПДТР, ОКСО.
Для составляющих перечислены:
- совершаемые официантом трудовые операции;
- необходимые для этого официанту знания и умения;
- дополнительные сведения.
Так, для деятельности по сервировке столов указаны:
- Шесть трудовых действий – контроль качества предварительной сервировки, оценка запасов посуды и приборов и т.д.
- Пять практических умений – соблюдение норм гигиены, организация обучения помощников официанта правилам сервировки и пр.
- Пять теоретических знаний – технологии наставничества, правила сервировки и пр.
Данные из этого раздела имеют ключевое значение, поскольку именно они востребованы при определении работодателем спектра функций официанта и требований к его квалификации.
Заканчивается документ списком организаций, занимавшихся его разработкой.
Внимание! Основанные на профстандарте требования к квалификации официанта могут использоваться работодателем для отказа кандидату в трудоустройстве по причине отсутствия у него нужных деловых качеств.
Популярные вопросы по профстандартам
Когда профстандарты обязательны и каково наказание за отказ от их использования?
Должностные стандарты необходимы, если:
- Нормативно установлены параметры квалификации для определённых специальностей (ст. 195.3 ТК).
- Законодательно утверждены ограничения, права на льготы и компенсации для определённых профессий (ст. 57 ТК).
- Работодателем является организация бюджетного типа или компания, более 50% капитала которой принадлежат государству (Постановление Правительства №584).
Неиспользование в этих ситуациях профстандартов влечёт для работодателя ответственность по ст. 5.27 КоАП, выражающуюся в наложении на него штрафных взысканий.
Зачем добровольно использовать профстандарты?
Они дают возможность менеджменту:
- Отказывать претендентам в трудоустройстве или повышении из-за отсутствия у них нужных деловых качеств.
- Создать систему показателей для оценки подготовки персонала и эффективности его деятельности (KPI).
- Требовать от подчинённых дополнительных знаний и навыков.
- Актуализировать применяемую трудовую документацию.
Эти возможности опираются на профстандарты, которые активно внедряет Правительство, что уменьшает правовые риски при их реализации.
Возможно увольнение, если официант не отвечает требованиям профстандарта?
Трудовой кодекс не содержит такой возможности. Работодатель может лишь перевести официанта на другую должность (ст. 72.1 ТК) или переименовать его позицию (ст. 72 и 74).
Как происходит внедрение профстандартов?
Данный процесс включает несколько этапов:
- Составление регламента, прописывающего основные моменты их внедрения: сроки, ответственных за внедрение и пр.
- Анализ функционирования организации и персонала.
- Рассмотрение используемой кадровой документации и её обновление с помощью профстандартов.
- Введение в действие новых критериев оценки качества сотрудников и их результативности.
- Проведение преобразований в области управления персоналом: перераспределение обязанностей, внедрение нового порядка подчинения и пр.
Эти процессы начинаются после издания руководителем организации приказа о её переходе на систему профстандартов.