Единый государственный реестр ─ это всероссийский ресурс, на котором собрана информация обо всех организациях и индивидуальных предпринимателях страны. В список включены и те, кто стоит в очереди на ликвидацию или банкротство.
Перечень контролируют местные налоговые органы, регистрируя сведения в федеральном доступе. Содержание госреестра регулируется ст. 5 ФЗ № 129, согласно которой всероссийскому налоговому ведомству доступна следующая информация об учреждениях:
- название;
- дата и место регистрации;
- организационно-правовая форма;
- фактический и юридический адрес;
- данные об учредителях;
- величина уставного капитала;
- наличие/отсутствие правопреемника;
- информация об уполномоченных лицах;
- наличие/отсутствие лицензий;
- ИНН, КПП, ОКВЭД;
- изменения, вносимые на протяжении существования фирмы, включая исправленные ошибки;
- способ создания компании ─ ликвидация, реорганизация и т.п.
Для частных предпринимателей реестр немного другой. Там есть графы: пол, паспортные сведения, наличие/отсутствие гражданства, место проживания в России. В остальном данные схожи с информацией из ЕГРЮЛ.
Так как крупные организации и предпринимательство различаются в ведении налогового, бухгалтерского учета и несут разную ответственность, законодательство разграничило перечень на ЕГРЮЛ и ЕГРИП. И основное назначение этих госреестров ─ предоставление данных в виде соответствующей выписки.
Выписка из госреестра
Справка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП нужна для юридически значимых действий. Самые частые причины, по которым запрашивают выписку:
- открытие банковского расчетного счета;
- заверение банковской карточки нотариусом;
- постановка на учет в ФСС, ПФР, ФОМС;
- регистрация на торгах или участие в тендере;
- заключение крупной сделки;
- оформление ссуды, кредита для организации или ИП;
- совершение сделок с имуществом;
- оформление разрешения, лицензии, сертификата;
- судебное разбирательство.
Причем это не зависит от того, кто просит документ ─ юрлицо или предприниматель.
Справку можно получить, только с соблюдением свода правил, которые закреплены законодательно в ст. 6 ФЗ № 129. Так, данные о компаниях и ИП являются общедоступными за исключением личных сведений. Например, информацию об удостоверении личности предпринимателя может получить только уполномоченный орган государственной власти либо организация. И то с подробным обоснованием требования. Это касается в основном выписок для ЕГРИП.
Для ЕГРЮЛ действует ряд особенностей. Дело в том, что согласно п. 3 ст. 6 ФЗ №129, сведения об организации не всегда разрешено предоставлять. Ограничить доступ к данным вправе как сама компания, так и ФНС. В первом случае руководитель должен написать соответствующее заявление, в котором указывается реальная причина просьбы. А затем направить запрос в регистрирующее ведомство, в данной ситуации ─ местная ФНС.
Согласно ФЗ № 129, государственные ведомства, включая налоговую службу, имеют полный доступ даже к закрытым сведениям в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Причем служба не обязана извещать об этом организацию.
Запрос на получение выписки
Для получения выписки надо сначала написать и отправить запрос, формат которого законодательно не закреплен. Важно отразить необходимую информацию в формуляре запроса, которая одинакова и для организаций, и для предпринимателей:
- название фирмы либо Ф.И.О. заявителя;
- для юрлица ─ ОГРН, КПП, для частника ─ удостоверение личности, ИНН.
Ниже надо поставить галочку напротив требуемой услуги, указать номер платежки по госпошлине, а также способ получения ответа. Закончить оформление проставлением даты и резолюции.
Однако в Постановлении № 792 от 06.06.2019 Дмитрий Медведев описал ряд ситуаций, когда выписку не дадут ни при каких обстоятельствах. Случая может быть три:
- в отношении юрлица действительны ограничительные меры, запущенные другой страной или государственным объединением;
- организация является кредитной компанией, которая входит в перечень уполномоченных банков, отвечающих требованиям ст. 8.1 ФЗ № 275, то есть хранит гостайну по оборонным заказам;
- компания находится в Крыму или в Севастополе.
Второй пункт постановления подтверждает, что условия касаются и предпринимателей.
Бланк выписки из ЕГР
Унифицированного формата справки не существует, так как выдачей документа занимается налоговое ведомство. Специализированное ПО автоматически создает документ. Причем и в бумажном, и в электронном виде содержание и вид идентичны.
В бланках из ЕГРИП и ЕГРЮЛ разницы нет. Образец заполненного бланка, который в итоге получит заявитель, актуален и в 2022 году.
Справку из ЕГРЮЛ может получить уполномоченное лицо, предъявив доверенность, подписанную руководителем. Бланк унифицирован законодательством.
3 способа получить выписку из госреестра
Нормы, сроки и стоимость предоставления справки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ регулирует Приказ финансового ведомства № 121н от 05.08.2019. Так, в первой части документа указано, что выписку можно получить в бумажном и электронном формате. Эксперты рекомендуют выбирать метод в зависимости от повода. Например, для комплектации пакета бумаг в суд, при постановке на учет в государственные ведомства или для заключения сделок лучше приобрести бумажный экземпляр, так как в этих случаях часто требуются копии.
Получение выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ ─ платная услуга. При подаче запроса потребуется указать реквизиты платежки, иначе заявку не примут. Стоимость не зависит от вида справки:
- в стандартный срок 5 суток ─ 200 рублей;
- срочно (на следующий день, идущий за днем регистрации запроса) ─ 400 рублей.
Согласно Постановлению РФ № 462 от 2014 года, ФНС может выдать платный абонемент на полный госреестр ЮЛ или ИП. Стоимость абонентского обслуживания за 1 год на конкретное рабочее место ─ 150 000 рублей. А за однократное использование реестра придется заплатить 50 000 рублей. Если интересуют обновления, то придется доплатить 5000 рублей.
При заполнении платежного документа важно обратить внимание на КБК, иначе платеж может поступить не в то ведомство. Если бланк запрошен в ФНС, то необходимо указать код 182 1 13 01020 01 6000 130, при обращении в МФЦ ─ 182 1 13 01020 01 8000 130.
В ФНС
Если надо проверить организацию, то будет достаточно электронной версии, которую можно получить бесплатно и в режиме реального времени. Чтобы проделать эту процедуру, нужно:
- Зайти на официальный сайт налоговиков в специализированный сервис egrul.nalog.ru.
- Ввести одно из сведений: ИНН, Ф.И.О., название, ОГРН организации.
- Указать регион и нажать на кнопку Найти.
Если все сделано правильно, то ниже будет результат, который можно скачать в формате .pdf. Но бумажная версия оформляется иначе.
Госуслуги
Законодательство разрешает обратиться за выпиской в другие уполномоченные органы ─ Госуслуги и МФЦ, которые предоставляют справку в стандартные сроки ─ 1-5 суток.
Отдельного алгоритма на получение выписки из единого госреестра на портале Госуслуг не существует. Дело в том, что непосредственно ресурс не уполномочен. Схема такая: гражданин нажимает на кнопку Получить услугу, а сервис Госуслуги автоматически отправляет запрос в налоговую службу. Ответ поступит незамедлительно: либо с информацией, либо без таковой. Например, если нет сведений о предпринимателе или организации, то в электронном формате справка выглядит так.
В МФЦ
Чтобы приобрести выписку из ЕГРИП или ЕГРЮЛ в МФЦ, требуется заранее записаться в уполномоченный орган по телефону или через официальный сайт региона. Однако сотрудники не откажут, если клиент подойдет в порядке живой электронной очереди.
Независимо от типа справки, алгоритм получения следующий:
- Прийти по записи в выбранное подразделение «Мои документы».
- Оплатить услугу в местном терминале.
- Подать заявку, квиток об оплате госпошлины, получить расписку, которая фиксирует факт регистрации заявителя.
Если документы заполнены правильно, все данные достоверны, то в течение запрошенного срока справка поступит на руки.
Исключение компаний из госреестра
Налоговое ведомство вправе не только регистрировать компании, но и исключать из того или иного реестра. Статьи 21 и 22 ФЗ № 129 как раз контролируют этот процесс, объясняя причины и правила исключения. Причем для организаций и предпринимателей схема и поводы несколько разнятся на 2022 год.
Из ЕГРЮЛ
За удаление компаний из ЕГРЮЛ отвечает ст. 21.1 ФЗ № 129. Основная причина для устранения организации из списка ─ это отсутствие деятельности на протяжении календарного года, неуплата налогов и непредоставление отчетов. В редких случаях налоговики вправе исключить организацию, если она не может самостоятельно ликвидироваться за неимением средств либо в ЕГРЮЛ указаны недостоверные данные.
Однако учредители вправе оформить возражение об исключении на протяжении 90 суток со дня вынесения решения об удалении. И если оно будет обосновано, то ведомство вправе отозвать вердикт.
Если руководитель считает, что долговые обязательства перед налоговой удержат его в ЕГРЮЛ, то он ошибается. ФНС исключит фирму из списка, наложит арест на имущество и должник будет уплачивать пени, штрафы и прочее в судебном порядке.
Алгоритм исключения из ЕГРЮЛ:
- Регистрирующий орган обязан опубликовать предварительное решение в электронном журнале «Вестник государственной регистрации».
- После публикации на протяжении трех месяцев компания может направить возражение в свободном формате или на бланке Р38001, который можно оформить на портале ФНС. Причем если выбран этот метод, то ведомство должно прислать ответ на протяжении 10 суток.
- Если в течение 90 суток налоговая служба не получает возражений, то фирма аннулируется из ЕГРЮЛ.
Обжалование решения проходит в арбитражном суде.
Из ЕГРИП
Удаление предпринимателя из госреестра регулирует ст 22.4 ФЗ № 129. На основании закона выявлено 6 причин, по которым ИП исключают из госреестра:
- бизнесмен решил прекратить деятельность;
- предприниматель умер;
- банкротство ИП, принятое судом;
- по решению суда;
- если гражданину запрещено заниматься предпринимательством;
- аннулирование или окончание срока действия патента на работу в России.
Основная и часто встречающаяся причина ─ это фактическое прекращение существования ИП. Таковой фирма признается, если не платит налоги, не сдает отчетность, а срок патента истек 15 месяцев назад.
Процесс удаления предпринимателя из ЕГРИП включает три шага:
- Вынесение предварительного решения.
- Публикация решения. Информацию надо разместить там же, где и при удалении юрлица ─ в электронном «Вестнике государственной регистрации». Во время этой процедуры указываются правила подачи заявлений в адрес недействующего бизнесмена от граждан и компаний, на деятельности которых так или иначе отражается исключение ИП из ЕГРИП.
- Направление возражения бизнесменом-кредитором. В случае с предпринимателем ФНС дает всего 30 суток на подачу мотивированного возражения. Способы отправки документа: по электронной, обычной почте либо самостоятельно в службу.
Если на протяжении календарного месяца возражений не поступит, то ведомство исключит ИП из госреестра.
Немного о возражении
Бланк Р38001 проще заполнить на официальном ресурсе ФНС, но можно и скачать. Алгоритм оформления в качестве возражения на исключение:
- на титульнике: в поле 1 ─ указать цифру 2, а в поле 2 ─ указать цифру 3;
- раздел А: прописать информацию о ЮЛ/ИП, которое решено удалить;
- раздел Б: дата, номер вынесения вердикта ФНС об исключении организации из госреестра;
- раздел Г: указать в свободной форме причины, по которым заявитель не согласен с решением ведомства, и привести фактическое обоснование;
- раздел Д заполнить в отношении гражданина, который планирует подписывать документ.
Резолюцию надо ставить в присутствии работника ФНС, принимающего заявление, или при нотариусе.
Заявление разрешено отправить электронной, обычной почтой либо отнести напрямую в ведомство. Если документ будет подавать уполномоченное лицо, то ему необходима соответствующая доверенность.