Полное наименование:
Федеральная антимонопольная служба
Краткое наименование:
ФАС
ФАС РФ (аббревиатура от Федеральной антимонопольной службы РФ) — это орган исполнительной власти на федеральном уровне, основной задачей которого является практическое осуществление положений антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Официальный сайт — https://fas.gov.ru
Адрес: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11
Телефон: (499) 755-23-23
Горячая линия в регионах: https://fas.gov.ru/pages/hotline-to-fas
Вконтакте: https://vk.com/fasrussia
Краткие сведения
Дата основания: | 9 марта 2004 года |
Подчинено: | Правительство Российской Федерации |
Вышестоящее ведомство: | Правительство Российской Федерации |
Предшественники: | Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства |
Глава и руководство
Шаскольский Максим Алексеевич
Руководитель Федеральной антимонопольной службы.
Руководство: https://fas.gov.ru/structure
Функции и направление деятельности
Суть антимонопольного законодательства состоит в создании условий для свободного предпринимательства и в обеспечении свободной рыночной конкуренции. Исполнение постулатов антимонопольного законодательства невозможно без введения антимонопольных ограничений.
Безусловно, любое нарушение закона — это либо уголовное преступление, либо административное правонарушение, либо гражданский деликт.
Однако сама специфика свободного рынка предполагает наличие особых полномочий у контролирующего органа, а потому простая передача права на антимонопольную деятельность правоохранительным органам была бы нецелесообразной.
Поэтому возникла необходимости в учреждении антимонопольной службы с передачей ей обширного инструментария, позволяющего эффективно претворять в жизнь положения антимонопольного законодательства.
С целью оптимизации работы ФАС были выделены три основных направления ее работы, а именно:
- Способствование развитию свободной конкуренции на Российском рынке для субъектов предпринимательской деятельности, не являющихся естественными монополиями;
- Профилактика и пресечение попыток влияния госорганов на свободу конкуренции в сфере размещений госзаказов;
- Способствование равного доступа покупателей товаров и услуг к товару или услугам, поставляемых как естественными монополистами, так и свободными конкурентами.
Достижение целей по указанным трем направлениям осуществляется посредством делегированных ФАС функций, к которым относится контроль за выполнением требований антимонопольного закона в сферах:
- энергетики и добычи природных ресурсов;
- рекламы;
- госзаказов;
- оборонных заказов;
- иностранных инвестиций и т.д.
Полномочия службы
Деятельность ФАС регламентируется Положением об антимонопольной службе РФ» принятым Постановлением № 331 Правительства РФ от 30.06.2004 года.
Данным Постановлением Федеральной антимонопольной службе были делегированы следующие полномочия:
- принятие Центральным аппаратом ФАС подзаконных нормативных актов в пределах собственной компетенции;
- проведение актов контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной и муниципальной власти, а равно субъектами предпринимательской деятельности;
- издание и направление предписаний об устранении нарушений в сфере антимонопольного законодательства, а также привлечение виновных к административной ответственности за нарушение закона и за неисполнение предписаний;
- проведение аналитических операций функционирования рынка;
- согласование договоров с долями (акциями) коммерческих организаций;
- составление реестра недобросовестных поставщиков в сфере госзаказов;
- возбуждение материалов об административных правонарушениях в сфере антимонопольного законодательства;
- иные полномочия.
Структура службы
Структурный состав ФАС РФ включает в себя Центральный аппарат службы и 85 ее подразделений по субъектам РФ.
В состав Центрального аппарата входят ряд отраслевых управлений в соответствии с основными направлениями деятельности, а также Общественно-консультативный совет, и экспертные советы по основным направлениям деятельности — по рекламе, по недобросовестной конкуренции, по защите конкуренции, по электроэнергетике, по агропромышленности, по развитию конкуренции в ЖКХ и по поддержке малого и среднего бизнеса.