Статья один начинает первый раздел ТК, который отведён под описание базовых принципов взаимодействия сотрудников и нанимателей. В ней перечислены базовые цели и задачи профильного законодательства.
Структура ст. 1 ТК
В её начале говорится, что трудовое законодательство ориентировано на достижение следующих целей:
- установление госгарантий соответствующих свобод и возможностей;
- создание оптимальных условий труда;
- защита прав и интересов сотрудников и нанимателей.
Подчёркнуто, что ключевыми задачами упомянутого законодательства являются создание условий для достижения оптимального согласования интересов как участников трудовых взаимоотношений, так и государства, а также регулирование данных отношений и иных прямо связанных с ними взаимодействий по:
- управлению и организации труда;
- трудоустройству у данного нанимателя;
- подготовке и дополнительному профобразованию сотрудников у нанимателя;
- соцпартнёрству, ведению коллективных переговоров, заключению соответствующих соглашений;
- участию сотрудников и профсоюзов в установлении условий труда и применении профильного законодательства в прописанных соответствующим законом ситуациях;
- материальной ответственности нанимателей и сотрудников в сфере трудовых взаимоотношений;
- профсоюзному и государственному контролю (надзору) за соблюдением профильного законодательства (включая охрану труда) и других актов, содержащих нормативы трудового права;
- урегулированию трудовых конфликтов;
- обязательному соцстрахованию в ситуациях, прописанных соответствующими законами.
Рассмотренная статья прописывает базовые цели отечественного трудового законодательства. Следующие статьи ТК нацелены на конкретизацию её положений соответственно своей специфике.
Основные вопросы по ст. 1 ТК
О какой материальной ответственности упоминает данная статья?
ТК предусматривает ряд ситуаций, когда с сотрудника, причинившего материальный вред нанимателю, может быть взыскана соответствующая компенсация. Также ТК предусматривает и противоположный порядок действий, когда именно работодатель несёт ответственность перед пострадавшими по его вине сотрудниками. Причём ущерб может возникать как из-за некорректных действий субъекта, так и из-за его бездействия. Данные случаи разобраны в разделе XI ТК, при этом:
- гл. 37 прописывает базовые принципы компенсации вреда;
- гл. 38 разбирает нюансы взыскания с нанимателя средств в пользу сотрудника, пострадавшего по его вине (задержка зарплаты, порча имущества работника и пр.);
- гл. 39 рассматривает ситуации, когда сотрудник, нанёсший ущерб нанимателю, обязан компенсировать нанесённый вред в некотором размере.
Следует отметить, что именно гл. 39 наиболее востребована в трудовых спорах, затрагивающих нюансы компенсации вреда. Причём она даёт возможность сотруднику избежать или значительно снизить величину компенсационных выплат. Подобные возможности прописаны, к примеру, в статьях 239 (перечисляет ситуации, исключающие материальную ответственность сотрудника), 240 (даёт возможность нанимателю отказаться от положенной ему компенсации) и т.д.
О каких вариантах участия сотрудников и профсоюзов в определении условий труда упоминает комментируемая статья?
Подобные ситуации предусмотрены следующими источниками:
- гл. 58 ТК – она полностью посвящена защите прав трудящихся соответствующими профсоюзами;
- гл. 59 ТК – в ней разобраны ситуации, когда сотрудники могут самостоятельно защищать свои права;
- гл. 2 ФЗ №10 от 12.01.96 – она закрепляет ключевые возможности профсоюзов по защите прав трудящихся, причём не только тех, кто состоит их членами.
Перечисленные источники коррелируют со ст. 1 ТК, повторяя её мысль о возможности сотрудников и их профсоюзов принимать участие в разработке трудовой политики на разных уровнях взаимодействия экономических субъектов.