Статья 211 ТК посвящена требованиям со стороны государства в области охраны труда. В ней даны источники этих требований и определён порядок их создания и внедрения.
Характеристика ст. 211 ТК
В её начале указано, что нормативными требованиями со стороны государства устанавливаются основные параметры, нацеленные на сохранение жизни и здоровья персонала в ходе выполнения им трудовой деятельности. В эти параметры входят:
- правила;
- процедуры;
- критерии;
- нормативы.
Источником данных параметров выступают соответствующие законы общефедерального и регионального уровня, а также профильные акты.
Подчёркнуто, что данные требования обязательны как для юридических, так и для физических лиц при осуществлении ими всех разновидностей деятельности. Даны и примеры этой деятельности: строительство, конструирование и т.д.
В заключении указано, что порядок создания, внедрения и модернизации соответствующих подзаконных актов, посвящённых этим требованиям, устанавливается на уровне Правительства с учётом соображений Трёхсторонней комиссии по социально-трудовым взаимоотношениям.
Рассмотренная статья, как видно из её содержания, подробно описывают аспекты функционирования обязательных требований по безопасности трудовой деятельности.
Вопросы использования ст. 211 ТК
О каком порядке создания и модернизации профильных актов говорит разбираемая статья?
Этот порядок установлен Постановлением Правительства № 1160 от 27.12.10. В данном документе содержатся ключевые моменты по процессам составления, модернизации и практического применения правовых актов, касающихся требований со стороны государства по поддержанию надлежащих условий для трудовой деятельности.
Какие отличительные черты у требований, перечисленных в данной статье?
Требования государства в сфере безопасности трудовой деятельности обладают рядом особенностей:
- распространяются на все группы нанимателей;
- обязательны для всех разновидностей деятельности (т.е. и для самих сотрудников);
- правила, регулирующие общие параметры функционирования этих требований, устанавливаются Правительством с учётом соображений заинтересованных сторон, организованных в формате специальной комиссии.
Как действуют на уровне отдельных субъектов требования по охране труда?
Как правило, они оформляются в виде соответствующих инструкций. Эти документы создаются на базе:
- стандартных образцов отраслевых инструкций;
- актуальных требований безопасности;
- соответствующей технологической документации;
- иных профильных источников.
При их создании учитывается отраслевая, региональная и другая специфика конкретного предприятия. В действие они вводятся специальным приказом, с учётом соображений профобъединений сотрудников. Все действующие профильные сотрудники должны быть под роспись ознакомлены с положениями этих инструкций.
Какая ответственность полагается за игнорирование обязательных требований по охране труда?
Необходимость соблюдения данных требований подчёркнута на уровне ТК, среди прав и обязанностей сторон, вступающих в трудовые взаимоотношения (статьи 21 и 22).
Их игнорирование может привести к досрочному прекращению трудового договора (ст. 81), правомерному отказу от работы (ст. 4), отказу от допуска к работе (ст. 212) и иным последствиям.
На уровне КоАП нарушение данных требований наказывается на основе ст. 5.27.1. В общем виде оно влечёт предупреждение или штраф, максимальной величиной до 80 тыс. руб. Также в этой статье упоминается и наказание за допуск непроинструктированного сотрудника к работе, отсутствие у него индивидуальных средств для защиты и т.д.
Возможно и уголовное наказание. Оно выносится на основе положений ст. 143 УК. Возможные степени наказания по нарушениям общего характера: штраф до 400 тыс. руб., принудительные работы, заключение, запрет на занятие определённых должностей. В случае более тяжких форм нарушений, например, повлёкших смерть человека, соответственно увеличивается и тяжесть наказания. Крайняя степень наказания по этой статье – 5 лет заключения.