Статья 219 ТК посвящена описанию аспектов возможностей сотрудников трудиться в безопасных условиях. В ней перечислены 12 их прав в данной области.
Характеристики ст. 219 ТК
Данная статья имеет списочный характер. В ней указано, что любой сотрудник имеет право на:
- рабочее место, подходящее под актуальные стандарты по охране труда;
- соцстрахование от профзаболеваний и несчастных случаев;
- получение корректных данных от нанимателя, профильных госструктур и организаций о параметрах охраны труда, рисках работы, профилактических мерах по минимизации влияния негативных факторов;
- отказ от работы в ситуации, когда ему угрожает опасность из-за нарушения принципов охраны труда – до устранения причин данной ситуации (если другое не предусмотрено актуальным законодательством);
- получение от нанимателя и за его счёт соответствующих средств защиты;
- обучение за счёт нанимателя безопасным приёмам трудовой деятельности;
- профобразование за счёт нанимателя в ситуации ликвидации рабочего места из-за пренебрежения требованиями по охране труда;
- запрос о проверке параметров его работы, с точки зрения охраны труда, госструктурой, занимающейся контролем со стороны государства, а также другими профильными госструктурами и представителями профсоюзов;
- направление обращения в госструктуры, местные органы, к нанимателю, в профсоюзы и аналогичные организации по аспектам охраны труда;
- участие, как личное, так и опосредованное, в разборе вопросов по созданию безопасных условий трудовой деятельности, а также в расследовании происшедшего с ним на работе несчастного случая или профзаболевания;
- внеочередной медосмотр по соответствующим показателям с сохранением на это время позиции и средней зарплаты;
- получение соответствующих льгот, предусмотренных ТК, колдоговором и другими источниками, при работе в опасных условиях.
Указано, что льготы, положенные лицам, работающим в опасных условиях, вводятся в порядке, описанном в ст. 92, 117 и 147 ТК. Подчёркнуто, что для этих лиц возможны и иные льготы. Они описываются в колдоговорах или локальных актах с учётом экономического состояния нанимателя.
В заключении отмечено, что при наличии безопасных условий работы, подтверждённых соответствующими экспертизами, льготы для сотрудников не положены.
Вопросы по применению положений ст. 219 ТК
Какие статьи ТК гарантируют выполнение прав, перечисленных в данной статье?
Прежде всего она опирается на ст. 212, посвящённую описанию обязанностей любого нанимателя по созданию безопасных параметров трудовой деятельности. Она перечисляет 23 обязанности нанимателя по обеспечению безопасности работы, многие из которых повторяют положения ст. 219. Так, в ст. 212 указаны следующие обязанности нанимателя:
- использовать надлежащие средства, имеющие соответствующие сертификаты, для защиты сотрудников;
- гарантировать условия для работы, отвечающие положенным критериям безопасности труда;
- обеспечить проведение за свой счёт (в ситуациях, прописанных в законодательстве) медосмотров сотрудников с предоставлением им положенных льгот и т.д.
Гарантии соцстрахования сотрудников от профзаболеваний и несчастных случаев на работе более подробно описаны в ст. 184. В ст. 213 перечислены гарантии, положенные сотрудникам, проходящим медосмотры.
Гарантии оплаты простоя по вине нанимателя разобраны в ст. 157. Аспекты обучения безопасным способам трудовой деятельности разобраны в ст. 225. Гарантии по получению от нанимателя соответствующих средств защиты оговорены в ст. 221.
В более общем плане можно упомянуть и ст. 220, которая как раз посвящена аспектам соблюдения разнообразных гарантий, описанных в рассматриваемой статье. В частности, там в императивном порядке перечислены гарантии для сотрудника при его отказе от работы из-за нарушений нанимателем правил безопасности труда.
Какое законодательство регулирует порядок работы госструктур с обращениями, упомянутыми в данной статье?
По данному вопросу нужно ориентироваться на положения ФЗ № 59 от 02.05.06. Этот специализированный ФЗ как раз описывает параметры работы с обращениями, поступившими от граждан. Там описаны временные параметры их рассмотрения, возможные формы обращений, процессы их регистрации, надзор за исполнением соответствующих предписаний и т.д.