Статья 327.1 ТК начинает гл. 50.1 ТК, посвящённую нюансам регулирования труда сотрудников-иностранцев или лиц без гражданства. Она содержит общие положения для данной главы.
Содержание ст. 327.1 ТК
В её начале указано, что в сфере трудовых взаимоотношений между нанимателем и сотрудником-иностранцем или лицом без гражданства действуют правила, закреплённые профильным законодательством, за исключением ситуаций, когда данные отношения регулируются иностранным правом. Это возможно по причине соответствующих положений:
- международных договоров с участием РФ;
- федерального законодательства.
Подчёркнуто, что нюансы регулирования труда сотрудников-иностранцев или лиц без гражданства определяются гл. 50.1 ТК, если в соответствии со ст. 252 ТК эти нюансы могут устанавливаться только ТК. Также гл. 50.1 ТК является определяющей для особенностей в данной сфере, устанавливаемых другими актами, содержащими нормы трудового права.
Указано, что иностранцы или лица без гражданства могут начинать трудовые взаимоотношения в качестве сотрудников с 18 лет, если другой порядок не прописан федеральными законами.
Подчёркнуто, что трудовые взаимоотношения между нанимателем и иностранцем или лицом без гражданства невозможны, если наниматель не вправе привлекать к труду эти категории потенциальных сотрудников. Данное право определяется:
- международными договорами с участием РФ;
- федеральным законодательством.
В заключении говорится, что между нанимателем и сотрудником-иностранцем или лицом без гражданства заключается трудовой договор на неопределённый срок. А в случаях, рассмотренных в ст. 59 ТК, он может оформляться и в срочной форме.
Рассмотренная статья, как видно из её положений, подробно разбирает нюансы, связанные с трудоустройством лиц без гражданства и иностранцев. Наиболее важный её аспект – это указание, что для привлечения к работе этих категорий лиц наниматель должен иметь особое разрешение.
Основные вопросы по ст. 327.1 ТК
Какие источники определяют право нанимателя привлекать к труду лиц, перечисленных в ст. 327.1 ТК?
Общие принципы пребывания на территории РФ иностранцев и лиц без гражданства определены ФЗ № 115 от 25.07.02. В ст. 13 данного ФЗ описаны нюансы трудовых взаимоотношений с этими категориями лиц. В ней указано, что иностранцы и лица без гражданства могут наниматься лишь при наличии специального разрешения. Принципы оформления этого документа закреплены Приказом МВД № 541 от 01.08.20. В нём обозначены:
- лица, которые могут обращаться за данным разрешением;
- стандарт предоставления этой услуги;
- порядок информирования об этой услуге;
- принципы получения документа в электронном формате и т.д.
Также ст. 13 ТК содержит ряд исключений, в соответствии с которыми привлечение к труду иностранцев не требует особых разрешений. Это относится к:
- участникам программы по переселению (введена в действие Указом Президента № 637 от 22.06.06);
- служащим зарубежных диппредставительств;
- иностранцам, постоянно живущим в РФ и т.д.
Следует отметить, что возможно принятие специальных ФЗ, касающихся трудовых взаимоотношений с иностранцами в особых ситуациях. Так, ФЗ № 108 от 07.06.13 предусматривает особый порядок их трудоустройства на время проведения в РФ таких футбольных мероприятий, как ЧМ-2018 и ЧЕ-2021.
Также следует отметить, что для граждан стран, являющихся членами ЕАЭС, статьёй 97 Договора о ЕАЭС от 29.05.14 предусмотрены льготы в части их трудоустройства.
О каких случаях, предусмотренных ст. 59 ТК, упоминает ст. 59 ТК?
В ней предусмотрен обширный перечень ситуаций, когда возможен срочный трудовой договор:
- при сезонных работах;
- при трудоустройстве временного характера (до 2-х месяцев);
- в ситуации, когда нужно заменить отсутствующего сотрудника и т.д.
Причём этот перечень носит открытый характер, т.к. предусматривает и ситуации, когда соответствующими законами закрепляется возможность срочных трудовых взаимоотношений в особых ситуациях или с отдельными группами лиц.