Статья 332.1 ТК посвящена нюансам действия трудового договора в отношении глав государственных и муниципальных вузов, а также их филиалов. Она появилась в ТК посредством принятия ФЗ № 157 от 25.05.20.
Содержание ст. 332.1 ТК
В её начале указано, что с главами государственных и муниципальных вузов трудовые договора оформляются на пятилетний период.
Подчёркнуто, что позиции топ-менеджеров данных вузов замещаются лицами, возраст которых составляет не более 70 лет, независимо от длительности действия договоров с ними. Это правило актуально по отношению к:
- главам вузов;
- их заместителям;
- главам филиалов.
Эти топ-менеджеры, достигшие упомянутого возраста, перемещаются с их согласия на другие позиции, отвечающие их уровню квалификации.
Подчёркнуто, что одно и то же лицо не может замещать позицию главы одного и того же государственного и муниципального вуза свыше трёх сроков. Исключения возможны, если это предусмотрено федеральными законами или решениями Президента.
Указано, что в некоторых ситуациях, предусмотренных федеральными законами или решениями Президента, продолжительность пребывания на своей позиции топ-менеджеров вузов, упомянутых во второй части статьи, может увеличиваться.
Подчёркнуто, что с заместителями глав государственных и муниципальных вузов, а также руководителями их филиалов оформляются трудовые договоры, период действия которых не может превышать продолжительность полномочий глав упомянутых вузов.
Рассмотренная статья введена в действие ФЗ № 157 от 25.05.20, который был посвящён нюансам установления возрастных ограничений для топ-менеджеров государственных и муниципальных вузов и научных структур. Ранее возраст, который предусматривался для этих лиц, составлял 65 лет.
Отдельно следует отметить, что бессрочные договоры с топ-менеджерами, которым посвящена данная статья, должны быть оформлены на основе её содержания до 31.07.20, а уставы ранее созданных вузов, которые она затрагивает, – до начала 2022 года.
Основные вопросы по ст. 332.1 ТК
О каких исключениях в части продления предельных сроков пребывания руководителей на своих позициях упоминает эта статья?
Имеется в виду ФЗ № 259 от 10.11.09, который посвящён двум таким вузам: МГУ и СПбГУ. В ст. 2 этого ФЗ особо указано, что Президент вправе продлевать полномочия их ректоров даже при достижении ими предельного возраста, оговорённого в комментируемой статье. Такая специфика в значительной степени объясняется особым статусом упомянутых вузов. Стоит отметить, что в упомянутом ФЗ закреплены и другие их особенности, связанные с такими моментами, как:
- финансирование – они напрямую обеспечиваются бюджетными средствами;
- самостоятельность в управлении своим имуществом;
- самостоятельность в части установления своих образовательных стандартов и пр.
Также нужно подчеркнуть, что специфический статус этих вузов упоминается и в ст. 24 посвящённого образованию ФЗ № 273 от 29.12.12.
Как данная статья влияет на кадровое положение топ-менеджеров, упомянутых в ней образовательных структур?
В ТК имеется ст. 336, которая посвящена дополнительным причинам завершения трудовых взаимоотношений с этой категорией сотрудников, а также с педагогами. В ней упомянуты следующие причины:
- повторное грубое нарушение устава вуза за годичный период;
- использование грубых разновидностей воспитания, влекущих насилие над учащимся;
- достижение возраста, обозначенного в ст. 332.1.
Следует отметить, что ранее эта статья в последнем пункте ссылалась на ст. 332, которая предусматривала предельный возраст в 65 лет.