Статья 349.1 описывает специфику работы сотрудников госкорпораций, публично-правовых и государственных компаний. Она устанавливает ряд ограничений для этой группы сотрудников.
Содержание ст. 349.1 ТК
В её начале говорится, что сотрудник госкорпорации, публично-правовой или государственной компании (далее для простоты госкомпании) в ситуациях и порядке, прописанных Правительством, должен:
- Подавать сведения о денежных поступлениях, тратах, имуществе и обязательствах как своих, так и супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
- Уведомлять нанимателя о своей заинтересованности при выполнении должностных функций, могущей привести к конфликту интересов, а также принимать меры для профилактики подобного конфликта.
Подчёркнуто, что для целей ТК термины «личная заинтересованность» и «конфликт интересов» применяются в той интерпретации, которая содержится в антикоррупционных законах.
Указано, что вышеупомянутым сотрудникам в ситуациях, прописанных Правительством, запрещается:
- Участвовать в функционировании структур руководства и контроля какой-либо коммерческой организации (исключения возможны, если такое участие сотрудника разрешено топ-менеджментом госкомпании).
- Заниматься бизнесом.
- Принимать на себя функции поверенного/представителя по делам третьих лиц в госкомпании (исключения возможны, если участие сотрудника разрешено топ-менеджментом госкомпании).
- Получать вознаграждения, обусловленные выполнением должностных функций, от физических или других юридических лиц (подарки, компенсации издержек и т.д.). Исключения допускаются, когда сотрудник в ситуациях, предусмотренных ч. 1 данной статьи, участвует в функционировании структур управления и контроля коммерческой организации, получая за это вознаграждение и возмещение издержек, обусловленных командировками.
- Использовать в целях, не связанных с выполнением своих функций, имущество госкомпании.
- Разглашать или использовать конфиденциальную информацию, признанную таковой законами РФ, служебные данные или сведения, полученные вследствие занятия своей должности.
- Принимать от других стран и международных структур награды и почётные звания (кроме научных) без соответствующего позволения нанимателя.
- Использовать должностные возможности в интересах партий, религиозных и общественных структур, других организаций, не являющихся объектом деятельности госкомпании.
- Образовывать или помогать созданию в госкомпании ячеек партий, религиозных и общественных объединений (исключения касаются профсоюзов, ветеранских и иных структур общественной самодеятельности).
- Участвовать в функционировании руководящих или иных советов иностранных некоммерческих структур и их подразделений, работающих в РФ.
- Заниматься без соответствующего позволения нанимателя деятельностью, оплату которой целиком осуществляют другие страны, международные и иностранные структуры, иностранцы и лица без гражданства, если другое не предусмотрено актуальными договорами или законами РФ.
Подчёркнуто, что упомянутым сотрудникам, как и их супругам и несовершеннолетним детям, в ситуациях, прописанных в профильных законах, запрещено открывать и иметь счета в иностранных банках, размещённых на территории других стран, а также хранить в них деньги и ценности. Помимо этого, им запрещено владеть зарубежными финансовыми инструментами и использовать их.
Основные вопросы по ст. 349.1 ТК
О каких ситуациях, предусмотренных на правительственном уровне, упоминается в начале статьи?
Речь идёт о специальном Постановлении Правительства № 841 от 21.08.12, которое как раз посвящено соблюдению сотрудниками госкомпаний положений ст. 349.1 ТК. Этот документ конкретизирует и разъясняет ограничения, изложенные в комментируемой статье.
Какие именно ситуации упоминаются в конце этой статьи?
В ст. 2 ФЗ № 79 от 07.05.13 содержится исчерпывающий список госслужащих, которым запрещено заниматься определёнными финансовыми операциями с помощью иностранных банков, находящихся за рубежом. Также в этой статье описаны и преференции в этой сфере для отдельных групп госслужащих.
О каких антикоррупционных законах, разъясняющих определённые понятия, упоминается в комментируемой статье?
Речь идёт о профильном ФЗ № 273 от 25.12.08. В данном ФЗ, формулирующем ключевые направления антикоррупционной госполитики, в ст. 10 содержится определение терминов «конфликт интересов» и «личная заинтересованность». Именно на них и нужно ориентироваться при использовании ст. 349.1 ТК.