Статья 353 ТК посвящена федеральному госконтролю за соблюдением трудового законодательства и других актов, затрагивающих трудовое право. Она начинает главу 57, посвящённую госнадзору за корректностью трудовых взаимоотношений.
Структура ст. 353 ТК
В её начале указывается, что федеральный госконтроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и других актов, затрагивающих трудовое право, возлагается на федеральную инспекцию труда.
Подчёркнуто, что предметом федерального госконтроля за соблюдением трудового законодательства и других актов, затрагивающих трудовое право, является соблюдение нанимателем требований этих источников, включая законодательство о специальной оценке условий труда.
Упомянуто, что организация и реализация федерального госконтроля за соблюдением трудового законодательства и других актов, затрагивающих трудовое право, регулируется законами РФ о государственном и муниципальном контроле.
Подчёркнуто, что положение о федеральном госконтроле за соблюдением требований упомянутых источников утверждается Правительством.
Рассмотренная статья излагает базовые аспекты госконтроля за соблюдением корректности в плане применения трудового законодательства. Наиболее важным её пунктом является определение госструктуры, отвечающей за это направление госполитики в масштабах РФ. Следует отметить, что подобный госконтроль предусмотрен ст. 6 Конвенции МОТ № 81, которая была ратифицирована РФ в 1998 году.
Основные вопросы по использованию ст. 353 ТК
Про какое положение о федеральном госконтроле упоминает данная статья?
Имеется в виду соответствующее Постановление Правительства № 1230 от 21.07.21. В этом документе изложены следующие моменты госконтроля:
- должностные лица, отвечающие за федеральный госконтроль в плане соблюдения трудового законодательства;
- объект и предмет этого госконтроля;
- управление рисками в плане причинения вреда ценностям;
- профилактика этих рисков;
- разновидности мероприятий по осуществлению госконтроля;
- разъяснения по нюансам реализации данных мероприятий;
- принципы оформления результатов контрольных мероприятий и алгоритм их обжалования в досудебном порядке.
Также нужно отметить, что в Приложении к данному документу содержатся критерии, на базе которых объект госконтроля относится к определённой группе риска. В нём все объекты, где осуществляется госконтроль, разбиваются на пять групп по степени риска. Также приведены формулы для необходимых расчётов и соответствующие источники, откуда берутся данные для их проведения.
О каком профильном законодательстве, регулирующем госконтроль на разных уровнях, упоминает комментируемая статья?
Базовым источником в данной области является профильный ФЗ № 248 от 31.07.20. В нём разобраны следующие аспекты госконтроля за соблюдением принципов трудового законодательства:
- принципы госконтроля в данной сфере (обоснованность, непозволительность злоупотреблений, недопустимость разглашения конфиденциальной информации и пр.);
- основы организации контроля на муниципальном уровне;
- принципы функционирования соответствующей информационной базы для госконтроля;
- характеристика мероприятий, доступных проверяющим;
- должностные лица, осуществляющие контрольные мероприятия, их взаимоотношения, функции и пр.
Особо следует отметить, что, хотя в целом упомянутый ФЗ вступил в силу с июля 2021 года, но его отдельные элементы вводятся в действие в 22-23 годах. Данный порядок подчёркнут в ст. 98 этого ФЗ.