Статья 353.1 ТК посвящена нюансам ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и других актов, затрагивающих трудовое право. В целом она имеет отсылочный характер.
Структура ст. 353.1 ТК
Данная статья имеет небольшой объём. В её начале подчёркивается, что ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и других актов, затрагивающих трудовое право, в подведомственных структурах проводится следующими субъектами:
- федеральные госструктуры исполнительной власти;
- госструктуры исполнительной власти регионов РФ;
- структуры местного самоуправления.
Данный контроль осуществляется на базе принципов, определённых соответствующими законами федерального и регионального уровня.
Рассмотренная статья, несмотря на небольшой объём, содержит важные положения, определяющие ключевые принципы ведомственного контроля в РФ. Она перечисляет структуры, которые могут заниматься этой разновидностью контроля, а также указывает на источники, регулирующие их деятельность.
Основные вопросы по использованию ст. 353.1 ТК
Какие именно источники формируют правовую базу для ведомственного контроля?
Основными источниками, конкретизирующими положения комментируемой статьи, являются:
- Постановление Правительства № 401 от 30.07.04 – этот документ определяет полномочия и сферу деятельности Ростехнадзора.
- Постановление Правительства № 322 от 30.06.04 – в нём сформулированы ключевые принципы деятельности Роспотребнадзора.
- Постановление Правительства № 875 от 01.09.12 – в этом документе описаны параметры деятельности Роструда.
Перечисленные постановления формируют правовую базу для деятельности госструктур, прямо или косвенно контролирующих соблюдение положений трудового законодательства и других актов, затрагивающих сферу труда, на общефедеральном уровне. В них перечислены такие моменты, как:
- требования в плане безопасности к условиям, в которых трудятся сотрудники;
- требования к документам, определяющим параметры деятельности персонала;
- сферы, где данные ведомства могут осуществлять контрольные мероприятия;
- полномочия, которыми обладают сотрудники этих госструктур;
- принципы организации корректной деятельности этих ведомств и т.д.
Также нужно отметить, что профильные акты, регулирующие принципы осуществления контрольных мероприятий на региональном уровне в соответствии с положениями ст. 353.1 ТК, действуют во многих субъектах РФ. Среди них можно упомянуть Ульяновскую и Волгоградскую области, Якутию и т.д. В этих законах, актуальных на уровне конкретных регионов, прописывается порядок проведения контрольных мероприятий, алгоритм их осуществления и пр. Подобные акты приняты также и на уровне многих городов.
Как именно проводятся контрольные мероприятия, упомянутые в данной статье?
Несмотря на некоторые отличия отраслевого плана в различных госструктурах, алгоритм проведения проверки выглядит следующими образом:
- Издаётся соответствующее распоряжение руководителя, отвечающего за осуществление контрольных мероприятий.
- В ходе обследования объекта проверки специалисты изучают его документацию: нормативы внутреннего распорядка, приказы руководства, профильные локальные акты и т.д. Могут проводиться и иные контрольные мероприятия.
- Составляется итоговый акт и выносится предписание об устранении выявленных нарушений (при их обнаружении в ходе проверки).
Указанная проверка может осуществляться как в плановом порядке, так и на основе поступивших в ведомство жалоб.