Статья 354 ТК посвящена нюансам функционирования федеральной инспекции труда. Это целостная система, наблюдающая за корректностью соблюдения профильного законодательства всеми участниками трудовых взаимоотношений.
Структура ст. 354 ТК
В её начале говорится, что федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из:
- федерального органа исполнительной власти, ответственного за госконтроль (надзор) в плане соблюдения трудового законодательства и других актов, затрагивающих трудовое право;
- его территориальных органов (госинспекций труда).
Подчёркнуто, что руководством данной инспекции занимается глава федерального органа исполнительной власти, ответственного за федеральный госконтроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и других актов, затрагивающих трудовое право, – главный госинспектор труда РФ. Его назначением и освобождением от должности занимается Правительство.
Рассмотренная статья определяет, какая именно ключевая госструктура надзирает за корректностью взаимодействий между участниками трудовых отношений в масштабах всей страны. Более подробно нюансы её функционирования рассмотрены в профильном законодательстве.
Основные вопросы по использованию ст. 354 ТК
Какие ещё источники, помимо данной статьи, определяют принципы функционирования федеральной госинспекции труда?
Базовым источником, излагающим принципы функционирования подобной госструктуры, является принятая в 1947 году Конвенция № 81 МОТ (ратифицирована для РФ в 1998 году). В её статьях предусмотрена необходимость деятельности специальной организации, обязательно находящейся в ведении государства, в функции которой входит:
- надзор за применением положений трудового законодательства в плане обеспечения оптимальных условий для работы;
- консультирование нанимателей и сотрудников относительно применения профильных законов;
- доведение до соответствующих ведомств информации о злоупотреблениях.
Нужно отметить, что для инспекторов данной организации предусмотрена возможность исполнения и других функций, которые не должны мешать вышеперечисленным.
В развитие положений этой Конвенции, а также статей 354-365 ТК действуют Постановления Правительства:
- № 324 от 30.06.04 – оно определяет ключевые принципы деятельности Федеральной службы по труду и занятости (Роструда).
- № 875 от 01.09.12 – в нём описаны параметры контроля за корректностью соблюдения профильного законодательства участниками трудовых взаимоотношений.
В этих источниках описаны следующие моменты:
- полномочия Роструда и его сотрудников;
- сферы трудовых взаимоотношений, надзор за которыми осуществляет данная госструктура;
- принципы организации деятельности Роструда, в т.ч. в плане финансирования;
- сроки и иные параметры осуществления контрольных мероприятий;
- источники, определяющие принципы надзора в сфере труда и пр.
Также нужно отметить, что в упомянутых постановлениях содержатся многочисленные ссылки на более узкие отраслевые документы, регламентирующие действия специалистов Роструда при осуществлении ими контрольных мероприятий. Так, принципы функционирования административных регламентов описаны в Постановлении Правительства № 373 от 16.05.11.
Какие ещё статьи ТК описывают принципы действия госинспекции труда?
Этим вопросам посвящены статьи 353-365 ТК. В них прописаны нюансы функционирования как самой госинспекции, так и работающих в ней специалистов.
Дополнительные нюансы её функционирования затронуты в других статьях ТК, посвящённых отдельным вопросам трудовой деятельности. Так, в ст. 269 упомянуты полномочия служащих госинспекции труда в плане защиты интересов несовершеннолетних сотрудников, в ст. 229.3 – их полномочия при расследовании несчастных случаев на производстве и т.д.