Отвечаем на вопросы бесплатно
Консультант онлайн
Задать вопрос

Статья 357 ТК РФ. Основные права государственных инспекторов труда

213

Статья 357 ТК перечисляет ключевые полномочия государственных инспекторов труда. Этот список носит закрытый характер.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
Статья 357 ТК РФ

Структура ст. 357 ТК

Данная статья состоит из перечня полномочий, которыми располагают государственные инспектора труда при общефедеральном надзоре за соблюдением законов и других актов, регулирующих трудовые взаимоотношения. Они вправе:

  • в порядке, прописанном в источниках, регулирующих аспекты трудовых взаимоотношений, беспрепятственно в любое время при наличии соответствующих удостоверений посещать в целях контроля организации всех разновидностей и нанимателей-физических лиц;
  • запрашивать и безвозмездно получать у нанимателей, учреждений исполнительной власти и местного самоуправления, других структур нужные документы, включая материалы съёмок и записей, объяснения, другие источники сведений, нужных для выполнения своих профильных функций;
  • изымать для проведения анализа образцы соответствующих материалов в порядке, прописанном в законах и других источниках, регулирующих сферу трудовых взаимоотношений, с уведомлением об этом нанимателя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать в положенном порядке производственные ЧП;
  • предъявлять нанимателям обязательные для выполнения предписания о ликвидации нарушений законов и других актов, регулирующих сферу трудовых взаимоотношений, о восстановлении прав сотрудников, привлечении нарушителей к ответственности или об их отстранении от должности;
  • отправлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении функционирования их подразделений из-за нарушений критериев охраны труда;
  • отстранять от работы сотрудников, не прошедших в должном порядке обучение безопасным методикам выполнения работ, инструктаж или проверку уровня знаний по охране труда, соответствующую стажировку;
  • запрещать применение разнообразных средств защиты сотрудников, если они не отвечают критериям, закреплённым профильными законами и нормативами;
  • протоколировать и разбирать дела об административных правонарушениях в границах своих полномочий, готовить и отправлять в правоохранительные и судебные структуры нужные материалы о привлечении нарушителей к ответственности в соответствии с законами и другими актами РФ;
  • высказывать в суде своё экспертное мнение по искам, затрагивающим нарушение законов и других актов, регулирующих сферу трудовых взаимоотношений, а также по нюансам возмещения вреда, причинённого сотрудникам;
  • предъявлять организации, специализирующейся на оценке условий труда, предписания обязательного характера о ликвидации нарушений законов, регулирующих данную область;
  • принимать решение по принуждению нанимателя к выплате начисленных, но не выданных в положенный срок зарплаты и/или других выплат (в границах трудовых взаимоотношений), в соответствии со ст. 360.1 ТК.

Подчёркнуто, что при обращении сотрудника, профсоюза, другого лица в госинспекцию труда по вопросу, разбираемому органом по рассмотрению трудовых споров (за исключением исков, разбирающихся судом или по которым вынесено его решение), госинспектор труда при идентификации явного нарушения положений источников, регулирующих сферу трудовых взаимоотношений, вправе выдать нанимателю обязательное к исполнению предписание. Этому нанимателю даётся десятидневный срок с момента получения данного предписания для попытки его обжалования в суде.

Рассмотренная статья включает перечень полномочий, которыми наделены госинспекторы труда при выполнении своих функций. Нужно отметить, что этот список носит закрытый характер – он не упоминает иных полномочий, помимо прямо предусмотренных статьёй.

Основные вопросы по использованию ст. 357 ТК

Какие источники определяют порядок расследования производственных ЧП?

Действия госинспектора труда определяются следующими источниками:

  • Ст. 229.2 ТК – она закрепляет базовые принципы, которые соблюдаются в РФ при расследовании производственных ЧП. Также в ней перечислены разновидности документов, обязательных к заполнению при этом расследовании, и описан формат вынесения соответствующего решения.
  • Ст. 229.3 ТК – в ней рассмотрен порядок действий именно госинспектора труда при расследовании ЧП.
  • Постановление Минтруда № 73 от 24.10.02 – в нём содержатся типовые формы документов, обязательных к заполнению при расследовании производственных ЧП с сотрудниками. В нём же обозначены нюансы, которые нужно принимать во внимание, если данное ЧП произошло в отраслях или организациях со значительной спецификой.

Нужно отметить, что важные нюансы расследований ЧП на производстве содержатся и в статьях 227-229.1 и 230-231 ТК.

Как регулируется упомянутое в статье право на рассмотрение дел по административным нарушениям в области трудовых взаимоотношений?

Данной теме отведена отдельная ст. 23.12 КоАП. В ней приведён список вопросов, которыми вправе заниматься госинспекторы труда разного уровня. В этот список входит порядка десяти ситуаций, которым посвящены свои отдельные статьи КоАП. Их примеры:

  • попытка сокрытия страхового случая;
  • пренебрежение нормативами безопасности труда;
  • неправомерное увольнение сотрудников;
  • невыполнение нанимателем соглашения и пр.

Упомянутые в ст. 23.12 КоАП нарушения караются штрафами, предупреждениями, а в особо тяжких ситуациях и временной дисквалификацией.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке