Статья 359 ТК РФ. Независимость государственных инспекторов труда

204

Статья 359 ТК закрепляет автономность государственных инспекторов труда при осуществлении их должностных полномочий. Также она подчёркивает подотчётность этих специалистов исключительно закону.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
Статья 359 ТК РФ

Структура ст. 359 ТК

Данная статья имеет небольшой объём. В её единственном абзаце указывается, что государственные инспекторы труда при реализации своих прав и выполнении должностных обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой. Подчёркивается, что они независимы от госорганов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Рассмотренная статья, несмотря на небольшой объём, закрепляет значимость государственных инспекторов труда. Фактически она устанавливает правовой принцип, обязательный к соблюдению для всех лиц, соприкасающихся с этими специалистами при законной реализации ими своих служебных полномочий.

Основные вопросы по использованию ст. 359 ТК

Какое наказание предусмотрено за нарушение положений данной статьи?

В ст. 18 Конвенции № 81 МОТ от 1947 года (ратифицирована в нашей стране в 1998 году) подчёркнуто, что противодействие госинспекторам труда при реализации ими своих полномочий наказывается по законам конкретной страны.

В РФ для ситуаций, когда какие-то лица предпринимают действия, нацеленные на создание препятствий для госинспекторов труда при выполнении ими своих обязанностей, предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Административная ответственность наступает за:

  • неповиновение госинспектору труда и невыполнение его законных требований;
  • невыполнение предписания, выданного госинспектором труда;
  • сокрытие нужных данных;
  • непринятие мер для устранения предпосылок правонарушения.

Упомянутые нарушения влекут штрафы, временную дисквалификацию и другие меры наказания административного характера. Более подробно они разобраны в статьях 17.7, 19.4-19.7 КоАП.

Уголовная ответственность может наступить за публичное оскорбление госинспектора труда или применение к нему насилия. Эти ситуации более подробно разобраны в статьях 318-319 УК. При насилии в крайних случаях дело может закончиться десятилетним сроком для нападавшего. Оскорбление может повлечь исправительные работы продолжительностью до года. Более лёгкие формы наказаний включают, соответственно, штрафы.

Также нужно упомянуть, что в общем плане про ответственность за противодействие госинспектору труда при выполнении им своей работы упоминает и ст. 363 ТК.

Что подразумевается в комментируемой статье под независимостью госинспекторов труда?

Имеется в виду, что эти специалисты при осуществлении своих служебных полномочий действуют:

  • на базе актуальных законов и иных источников, регулирующих сферу трудовых взаимоотношений;
  • с помощью материалов проверок и иных объективных источников, закреплённых в документарном виде;
  • с учётом своих внутренних профессиональных убеждений.

Также нужно отметить, что ключевые принципы независимости госинспекторов труда сформулированы в ст. 6 вышеупомянутой Конвенции № 81 МОТ. Они предусматривают независимость от воздействия политических и иных агентов, а также стабильность их служебного положения.

Учитывая, что упомянутая Конвенция ратифицирована в РФ, перечисленные в её ст. 6 принципы независимости госинспекторов труда актуальны и с точки зрения комментируемой статьи. Наличие данных принципов является базовой предпосылкой для полноценной реализации этими специалистами своих должностных полномочий.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Отвечаем на вопросы бесплатно. Консультант онлайн
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
КонсультантПлюс на 2 дня
Бесплатный доступ