Статья 369 ТК посвящена госнадзору за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности. Она указывает, кто отвечает за эту сферу, а также закрепляет обязанность работающих в данной области должностных лиц доводить информацию о соответствующих нарушениях на подконтрольных объектах до нанимателей и сотрудников.
Структура ст. 369 ТК
В её начале говорится, что госнадзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального госнадзора в областях использования атомной энергии и обеспечения радиационной безопасности.
Подчёркивается, что должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие госнадзор за соблюдением критериев ядерной и радиационной безопасности, должны доносить до сотрудников и нанимателей информацию о нарушении нормативов этой безопасности на проверяемых объектах.
Рассмотренная статья не конкретизирует, какая именно госструктура и какие лица отвечают за выполнение изложенных в ней задач. Более подробно эти вопросы раскрыты в профильных источниках.
Основные вопросы по использованию ст. 369 ТК
Какую госструктуру имеет в виду эта статья?
Речь идёт о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Её функции описаны в Постановлении Правительства № 401 от 30.07.04. В составе Ростехнадзора за ядерную и радиационную безопасность отвечают Управления 5, 6 и 15. На них возлагаются следующие задачи:
- обеспечение безопасности на подконтрольных объектах (АЭС, ядерные установки и пр.);
- регулирование безопасности объектов, связанных с ядерным циклом;
- учёт ядерных материалов;
- обеспечение защиты контролируемых объектов от внешних угроз и пр.
Все упомянутые разновидности деятельности этих управлений осуществляются на базе соответствующих регламентов. Так, нюансы физической защиты подконтрольных объектов прописаны в Приказе Ростехнадзора № 703 от 15.12.11.
Какие источники раскрывают положения комментируемой статьи?
Ключевым источником является вышеупомянутое Постановление Правительства № 401. В нём описаны как общие моменты функционирования Ростехнадзора, так и те, которые относятся именно к сектору атомной энергетики.
К общим моментам относятся:
- порядок руководства Ростехнадзором;
- правовая база его деятельности;
- принципы участия Ростехнадзора в реализации международных договоров по профилю его деятельности;
- полномочия Ростехнадзора и т.д.
К моментам, затрагивающим именно госнадзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности, относятся:
- перечень источников, определяющих применение атомной энергии в РФ;
- требования к документам, на базе которых принимаются решения по безопасности атомных объектов;
- принципы проведения соответствующих экспертиз на подконтрольных объектах и т.д.
Также стоит отметить, что большая часть рассмотренных в Постановлении Правительства № 401 от 30.07.04 вопросов более подробно разобрана в иных источниках, на которых имеются ссылки в его содержании.
Другим базовым источником для деятельности Ростехнадзора в секторе атомной энергетики является ст. 23.33 КоАП. Она наделяет этот орган возможностью рассмотрения административных дел, связанных с нарушениями в сфере использования атомной энергии. К этим нарушениям относятся:
- сокрытие/искажение сведений о радиационной ситуации;
- пренебрежение нормативами использования атомной энергии;
- несвоевременное выполнение предписаний, выданных служащими Ростехнадзора и пр.
Также данная статья перечисляет должностных лиц Ростехнадзора, имеющих право разбирать дела о вышеуказанных нарушениях.