Европротокол — это документ, позволяющий участникам дорожно-транспортного происшествия самостоятельно зафиксировать аварию без вызова сотрудников ГИБДД. Это удобно в случае мелких аварий, когда нет пострадавших и причинен незначительный ущерб. Так, он облегчает процесс оформления ДТП и экономит время участников, позволяя быстрее урегулировать ситуацию со страховой компанией. В свою очередь, некоторые граждане сталкиваются с трудностями при составлении данного документа, поэтому важно понимать, как грамотно оформить все его пункты.
Сегодня мы расскажем, как правильно заполнить европротокол, будь то бумажная версия или электронная, и разъясним все необходимые нюансы.
Правила оформления европротокола на бумажном носителе
Заполнение европротокола требует особой точности и внимательности, так как любая ошибка может затруднить дальнейшие разбирательства со страховой компанией. Прежде всего, важно уделить внимание деталям, которые могут показаться незначительными, но имеют большое значение для оформления документов:
- Первое, на что стоит обратить внимание — это точность при указании даты и времени происшествия. Эти данные нужно фиксировать с точностью до минуты. Даже небольшое расхождение в цифрах может привести к путанице или даже к отказу страховой компании в выплатах, поэтому отнеситесь к этому пункту с максимальной ответственностью.
- Следующий ключевой момент — это информация о транспортном средстве. Марку, модель, VIN, номер кузова и государственный номер автомобиля лучше всего переписать непосредственно из свидетельства о регистрации транспортного средства. Заполнять эти данные по памяти категорически не рекомендуется, поскольку ошибка в одной букве или цифре может стать основанием для признания европротокола недействительным или затруднить процедуру урегулирования ущерба. Все данные должны быть зафиксированы так, как указано в официальных документах.
- При составлении схемы ДТП на бумажном носителе, необходимо правильно обозначить направление движения и место удара. Для этого на схеме транспортного средства используется стрелка, которая указывает на часть автомобиля, куда пришелся первый удар. Это важная деталь, помогающая правильно зафиксировать обстоятельства ДТП, что впоследствии окажет влияние на определение виновника аварии.
- Кроме того, описание повреждений должно быть максимально точным и детализированным. Вместо общих формулировок, таких как «помято правое крыло», лучше использовать более конкретные и точные описания. Например, «правое крыло: вмятина в верхней части размером 70 × 30 см и глубиной 7 см». Это поможет избежать недоразумений и позволит оценщику лучше понять характер ущерба.
- Особое внимание стоит уделить правильному написанию названия страховой компании. Важно указать именно то название, которое указано в страховом полисе, вплоть до каждой кавычки, если они есть. Также необходимо записать номер полиса и срок его действия. Любая неточность может вызвать проблемы при взаимодействии со страховой компанией.
В свою очередь, когда речь заходит о фиксации вины и обстоятельств ДТП, точность и согласие сторон играют ключевую роль. Так, один из участников аварии должен признать себя виновным. Если говорить об оформлении, то выглядит это примерно так: водитель, который берет на себя ответственность за происшествие, пишет фразу: «Схема ДТП верна, вину в его совершении признаю», в то время как второй участник, считающий себя пострадавшим, указывает: «В совершении ДТП отсутствует моя вина». Эти подписи фиксируют позицию сторон и являются важной частью европротокола, влияющей на дальнейшие страховые выплаты.
Помимо признания вины, в европротоколе предусмотрен раздел с обстоятельствами ДТП. Здесь каждый из участников аварии отмечает галочками действия, которые он выполнял на момент происшествия. Например:
- водитель указывает: «обгонял», «поворачивал направо», «совершал разворот» и т.д. Это позволяет детализировать картину событий;
- далее важно подсчитать и указать точное количество поставленных галочек в соответствующем поле протокола. Это убережет от возможных попыток изменения информации после подписания документа.
Следующий важный шаг — это подписи. Каждый участник ДТП обязан поставить подпись, а также отметить галочкой, есть ли между сторонами разногласия относительно обстоятельств аварии. Если хотя бы одна подпись отсутствует, страховая компания может отказать в выплате страхового возмещения, что сделает процесс урегулирования значительно сложнее.
Важно! Пристальное внимание нужно уделить правильности заполнения всех данных — как своих, так и второго участника аварии. Любая ошибка, даже в паспортных данных или других мелочах, может привести к проблемам при рассмотрении страхового дела. В случае, если одна из сторон допустит ошибку, например, в указании своих персональных данных, это может привести к отказу в выплате страховой компенсации или значительным задержкам в процессе.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что неверное заполнение европротокола может повлечь за собой отказ в выплате положенной компенсации. Бюрократия, конечно, но закон – есть закон.
Правила электронного оформления европротокола
Оформить европротокол можно не только на бумаге, но и в электронном формате, используя портал «Госуслуги». Этот вариант удобен и быстр, и для многих участников ДТП он стал предпочтительным. Однако даже при простоте процесса важно помнить, что внимательность — это залог успешного завершения оформления.
Примечательно! Уменьшительно-ласкательно иногда его называют «Еврик». Данный «народный термин» можно услышать как от участников ДТП, так и от сотрудников ГИБДД.
Возвращаясь к теме, первое, что нужно учитывать при выборе электронного варианта, — это наличие учетных записей на «Госуслугах» у обоих участников ДТП:
- каждый водитель должен быть зарегистрирован и авторизован на портале;
- если же у одного из участников нет личного кабинета, заполнить европротокол в электронном виде не получится, и придется использовать бумажный вариант.
Ну а теперь к сути. Процедура оформления электронного европротокола через портал «Госуслуги» включает несколько простых, но важных шагов, следовать которым нужно внимательно, чтобы избежать ошибок.
Фото/видео
Первый шаг — сделать фотографии и видеозаписи места происшествия. Приложение на портале подскажет, что именно нужно сфотографировать. Как правило, это место ДТП с четырех ракурсов, а также каждая поврежденная деталь автомобиля отдельно. Особое внимание стоит уделить деталям:
чем больше информации о повреждениях и положении автомобилей будет зафиксировано, тем лучше;
эти фото и видео будут отправлены в систему сразу после их создания, поэтому изменить их уже не удастся.
Поэтому сделайте всё правильно с первого раза, чтобы потом не возникло необходимости в дополнительных разъяснениях или исправлениях.
Схема ДТП
Следующим шагом станет создание и загрузка схемы ДТП. Для этого нужно нарисовать на листе бумаги простую схему, где будет обозначено место происшествия и движение автомобилей до момента столкновения. После того как схема готова, её необходимо сфотографировать и загрузить в приложение. Это важная часть процесса, поскольку схема помогает точно представить, как развивались события.
Дополнительно: если на месте аварии присутствуют свидетели, их данные также следует указать в европротоколе. Свидетельские показания могут сыграть ключевую роль в случае возникновения разногласий между участниками ДТП или при разрешении споров со страховой компанией.
Завершение процесса
После загрузки медиафайлов и схемы ДТП наступает ключевой этап — заполнение всех необходимых данных. Внимательно введите информацию о транспортных средствах, страховых полисах, а также данные о себе и втором участнике аварии – аналогично инструкции по составлению бумажного европротокола.
После же завершения ввода обязательно проверьте все данные, чтобы избежать опечаток или ошибок.