Депутаты ГД РФ инициировали проект, в соответствии с которым в ФЗ № 2300-1, защищающем права потребителей, будут внесены правки относительно обработки персональных сведений. Речь идет о порядке сбора индивидуальных данных перед получением доступа к информации о продукте вне зависимости от того, купит ли его гражданин.
Запланированная дата вступления в силу изменений ─ 1 марта 2025 года.
Изменения в правилах сбора персональных сведений
В предложенном законопроекте власти планируют обязать продавцов, исполнителей и владельцев агрегаторов оформлять согласие на обработку личных данных отдельно от иной информации либо документов, которые подписывает потенциальный покупатель. Речь идет о ситуациях, когда физлицо хочет предварительно изучить обязательные сведения о товаре, не предоставляя сведений о себе. В перечень обязательных данных входят:
- название документа, подтверждающее соответствие порядку технического регулирования;
- данные о потребительских характеристиках, например, полный состав продуктов питания, включая наличие или отсутствие ГМО, пищевая ценность, назначение продукта, правила эксплуатации, правила хранения и т.д.;
- цена и правила приобретения;
- срок службы или годности;
- конкретное лицо, выполняющее функции продавца и др.
В ст. 2 проекта изменений, депутаты отметили, что согласно п. 1 ст. 6 ФЗ № 152, есть исключительные случаи, при которых от гражданина не требуется согласие на обработку персданных.
Комментарии властей
По словам депутатов, реализация проекта исключит правовую неопределенность, которая позволяет недобросовестным операторам личных данных «дезориентировать» людей относительно предоставления согласия на их обработку, установки условий, а также целей обработки индивидуальных данных. К примеру, часто согласие на обработку личной информации присутствует в различных юридических документах, предоставляемых субъектам персданных в формате «офлайн». В таких документах заложены условия о предоставлении разрешения на обработку информации, в том числе для последующей их передачи неопределенным лиц.
Также в рамках цифрового взаимодействия активно используются «браузер-соглашения», акцепт которых предусматривает переход на сайт. Это, в свою очередь, позволяет владельцам ресурсов считать пользовательское соглашение заключенным посредством просмотра сайта. При этом, если положения о разрешении на обработку личной информации включены в текст соглашения, то использование интернет-ресурса будет являться согласием.
Таким образом, человек, посетив сайт, автоматически предоставляет доступ к своим данным, которые могут быть использованы неограниченным количеством лиц. Поэтому разделение пользовательского договора и согласия на обработку персональной информации ограничит количество подобных случаев.