Ведомство по контролю за организациями, аккредитованными в национальной системе, дополнило перечень показателей риска. Причем в этот раз документ изменился значительно, так как новшеств со 2 сентября 2023 года будет много.
Новые индикаторы риска
Документом, который унифицирует введение новых индикаторов, является Приказ № 438. Так, согласно его положениям, показатели будут добавлены, в частности, в виде подпунктов к основным индикаторам. Например, второй пункт дополнят следующими показателями:
- 2(1) ─ непоступление в Росаккредитацию на протяжении полугода сведений о выданных протоколах либо об актах инспекции о прошлых проверках, правила и сроки предоставления которых с использованием ФГИС Росаккредитации утверждены в п. 2 ст. 13 ФЗ № 412;
- 2(2) ─ непоступление в Росаккредитацию на протяжении полугода от аккредитованной организации, работающей или оказывающей услуги по обеспечению единства измерений по калибровке КиП, данных о соответствующих сертификатах.
Если говорить об информации, которая касается испытаний, то здесь ведомство добавило подпункт 4(1), где указано, что в качестве показателя риска выступит 2-кратный и более рост количества сведений об этих исследованиях. Причем согласно положениям, протоколы испытаний должны утверждать требования к их проведению в соответствии техническими регламентами ЕЭС.
Кроме того, одним из обязательных условий нужно закрепить необходимость получения результатов экспертизы в запротоколированном либо другом унифицированном формате. А максимальный срок предоставления такого документа составляет два календарных месяца перед датой внесения данных о сокращении области аккредитации, при сравнении с тем периодом, который определит Росаккредитация.
Также надзорные органы могут посетить предприятие с внеплановой проверкой, если в едином реестре сертификатов соответствия на протяжении 3 предшествующих лет были данные о решении признать результаты деятельности компании недействительными. Однако и здесь есть условие: общее количество результатов, которые признаны недействительными за период, определенный Росаккредитацией, должно составлять от 5% от общего объема итогов деятельности.
Отдельно надзорные органы добавили к перечню и другие показатели риска:
- Пункт 9, согласно которому индикатором выступает выполнение одним работником на протяжении суток испытаний и измерений в нескольких местах, которые расположены в разных регионах РФ.
- Пункт 10, на основании которого в качестве показателя выступает осуществление одним аккредитованным лицом на протяжении 24 часов испытаний и измерений в разных регионах РФ, используя при этом одно и то же оборудование.
Если в 2023 году Росаккредитация обнаружит показатели риска, то надзорные органы вправе провести проверку исключительно по согласованию с прокуратурой.
Немного о национальной аккредитации
Напомним о непосредственной процедуре аккредитации в национальной системе, которую регулирует ФЗ № 412. Так, согласно второй главе закона, участниками системы являются:
- госорганы, уполномоченные на организацию и разработку государственной политики и нормативно-правовому контролю в отношении аккредитации;
- национальный орган по аккредитации;
- общественный комитет по аккредитации;
- апелляционная комиссия;
- технические эксперты по аккредитации;
- аккредитованные лица;
- экспертные организации.
Что же касается непосредственного порядка проведения аккредитации, то он унифицирован в статье 17. Согласно ее положениям, организация обязана подать заявление по утвержденной форме, приложив к нему пакет документов. Причем все документы, включая запрос, необходимо оформить в электронном виде и подписать УКЭП.
Далее ведомство будет действовать в соответствии с Постановлением № 2050. В то же время власти отмечают, что с 1 сентября организации вправе запросить ускоренную процедуру.