В некоторых случаях организация принимает решение провести анализ рабочего времени и фиксировать время выполнения трудовых операций. Данный метод называется хронометражем рабочего времени. Обычно его проводят на различных производствах для работников, которым приходится выполнять вручную или с использованием техники (механизмов) повторяющиеся операции. Все замеры записывают в документ для определения, сколько времени тратится на ту или иную операцию. Разберемся, какие основные задачи решает этот метод и как документально оформить хронометраж рабочего времени.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк хронометража рабочего времени .xlsСкачать образец хронометража рабочего времени .xls
Цель проведения хронометража рабочего времени
Основная цель проведения замеров и составления хронометража состоит в том, чтобы как можно больше оптимизировать рабочий процесс. Для этого устанавливают такую норму времени, при которой рабочие операции будут проходить на необходимой скорости. Чаще такая процедура проводится на предприятиях, использующих систему поточного производства.
Кроме названной, преследуются такие цели:
- Выяснить, сколько времени тратится на каждую рабочую операцию, куда уходит время работника, кроме непосредственно труда, были ли нерациональные потери времени и т.д.
- Оценить, соответствуют ли действующие нормативы по отношению к требованиям по качеству сделанной работы.
- Разработать эффективные схемы для выполнения работниками их трудовых функций.
- Установить, почему не выполняется план, заданный руководством. Разработать методы для исправления ситуации.
- Для внедрения новых методов производства.
К сведению! Проведение работы по определению хронометража рабочего времени осуществляется только по инициативе нанимателя. Это не обязанность работодателя, процедура выполняется только по необходимости и при желании. Перед началом работы руководство должно издать приказ о проведении хронометража рабочего времени. Он составляется в свободной форме. Работник, чьи действия будут замерять, обязательно должен быть ознакомлен с приказом и с алгоритмом процедуры.
При проведении обращают внимание на психологическое состояние работника, на организацию его рабочего пространства и даже на любые мелкие детали. Это важно, например, для определения причины невыполнения нормы.
Можно проводить хронометраж всего рабочего процесса или лишь выборочных операций, все зависит, повторим, от цели, с которой его осуществляют.
Кто проводит хронометраж и оформляет документацию
Наблюдает за работником и вносит записи в документ специалист, обладающий необходимыми знаниями и навыками, он должен быть в курсе рабочего процесса, разбираться в организации труда.
Это могут быть штатные нормировщики или непрофильные специалисты, которых обязал провести эту процедуру руководитель своим приказом. Тогда такой работник должен тщательно изучить информацию по составлению хронометража.
К сведению! Это может делать и сам работник, но тогда нужно брать во внимание еще и время на запись результатов.
Как проводится хронометраж
В целом процедура проводится в несколько этапов:
- Подготовка к проведению замеров. Нужно изучить операции, длительность которых будет измеряться, выбрать работников, чьи действия будут замерять. Также необходимо рассчитать, какое число замеров надо будет сделать.
- Разработка бланка для заполнения.
- Ознакомление выбранных работников с тем, что их трудовые действия будут фиксировать.
- Проведение самого хронометража.
- Разбор результатов. Разработка плана для изменений текущей ситуации.
Работников, чью деятельность будут наблюдать, выбирают исходя из цели хронометража. Если нужно утвердить нормы времени, то надо выбирать для анализа работников со средним-высоким уровнем производительности. Если цель — установить нормы невыработки плана, то выбирают отстающих от графика сотрудников. При разработке нормативов анализируют работу тех, кто имеет высокую квалификацию и хорошие показатели производительности.
Наблюдатель должен видеть весь процесс работы выбранного сотрудника. Выбрать нужное место необходимо еще на этапе подготовки к процедуре. Наблюдатель и работник не должны общаться во время проведения замеров.
При проведении хронометража нужно замерять время выполнения каждой операции, даже время на кратковременные перерывы. Делается несколько измерений, а потом длительность рассчитывается путем нахождения среднего арифметического.
К сведению! Для измерения времени выбирают обычные электронные секундомеры. Хорошо, если в них будет функция запоминания результатов, тогда можно будет после окончания работы или серии замеров перенести их в бланк.
Особенности замеров и расчетов
При проведении хронометража замеряют время каждой операции последовательно. Измерений производится несколько. Определяют среднюю длительность каждой операции.
В данной таблице указано сколько измерений надо проводить в зависимости от характера работы и длительности каждой операции.
Характер работы | Количество замеров в зависимости от длительности операции, мин | |||
---|---|---|---|---|
До 1 | 1-5 | 6-10 | Свыше 10 | |
Работа на автоматизированных станках и оборудовании | 10-20 | 10-20 | 6 | 4 |
Работа на станках и оборудовании с применением ручного труда | 15-30 | 15-30 | 10 | 6 |
Ручная | 30 | 20-30 | 12 | 8 |
Также рассчитывают коэффициент устойчивости хроноряда. Он необходим для проверки корректности осуществленных замеров.
Коэффициент рассчитывают путем деления максимального значения операции на минимальное значение. Далее полученный результат надо сравнить с установленными данными. При превышении значения коэффициента делают вывод о неправильном замере. Значит, его нужно провести заново.
В данной таблице приведены коэффициенты устойчивости хроноряда в зависимости от типа работы и производства.
Тип производства | Коэффициент устойчивости хроноряда при продолжительности операции свыше 15 секунд | ||
---|---|---|---|
Машинная работа | Машинно-ручная работа | Ручная работа | |
Крупносерийное | 1,1 | 1,5 | 2 |
Серийное | 1,1 | 1,3 | 1,7 |
Мелкосерийное | 1,1 | 1,7 | 2,3 |
Разбор результатов
После того как бланк хронометража будет заполнен, переходят к интерпретации результатов. На основе полученной статистики решают, какие нормы для каждого действия установить для наилучшей производительности. Также выявляют нерациональные действия работника и решают, каким образом их устранить. Возможны даже кадровые перестановки, переоснащение рабочего места, увеличение или уменьшение количества работников на участке. Если же все укладывается в нормы, то оставляют все как есть.
Как заполнить бланк хронометража рабочего времени
Законодательно закрепленной формы такого документа не существует. Ее разрабатывают в каждой организации самостоятельно. Заполняют бланк как от руки, так и на компьютере.
Что должно быть в документе:
- Наименование организации, структурного подразделения.
- Дата проведения наблюдения и его номер.
- ФИО работника-наблюдателя.
- Название операции, в отношении которой ведется наблюдение.
- Должность, ФИО и стаж работы наблюдаемого работника.
- Какое оборудование используется на рабочем месте.
- Таблица, где указываются наименования операций и продолжительность их выполнения в секундах, среднее время выполнения и коэффициент устойчивости хроноряда.
В конце таблицы подводят итог по времени выполнения каждого цикла. Расписываются наблюдатель и
работник. Ставят дату.