Профессиональный стандарт контролера технического состояния автотранспортных средств предназначен для определения его нагрузки и аспектов квалификации. Он помогает организации не только усовершенствовать кадровую документацию, но и избежать конфликтов с представителями таких контролирующих инстанций, как Роструд и ФНС.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта контролера технического состояния автотранспортных средств .doc
Нормативные аспекты профстандарта
После принятия в 2015-м году Федерального закона №122-ФЗ профстандарты стали активно внедряться в госсектор и бизнес-практику. На основании данного ФЗ:
- В ТК появились статьи 195.2 и 195.3, утвердившие порядок разработки и использования работодателями профстандартов. В частности, ст. 195.3 обязала применять их в случаях, когда профессия имеет законодательно установленные квалификационные параметры. Дополнительно статья 57 ТК установила, что они необходимы для позиций с законодательно утвержденными льготами и ограничениями.
- Правительством было принято Постановление №584, которое обязало применять профстандарты подконтрольные государству учреждения и компании.
- Минтруд выпустил Письмо №14-0/10/В-2253, разъясняющее практические моменты их внедрения в деятельность организаций.
В результате опубликования вышеперечисленных актов профстандарты обязательны:
- Если у работодателя бюджетная форма собственности или он более чем на 50% контролируется государством.
- Если законодательством отдельно прописаны квалификационные параметры, льготы или ограничения для профессии.
В других ситуациях они применяются в добровольном формате, обеспечивая компаниям-нанимателям следующие возможности:
- упорядочивание кадрового делопроизводства;
- профилактика конфликтных ситуаций с представителями контролирующих организаций;
- создание корректных критериев, по которым можно оценивать уровень подчиненных;
- документирование квалификационных параметров, которые помогают отсеивать несоответствующих кандидатов;
- выдвижение правомерных требований к работникам по повышению уровня их квалификации.
Внимание! Для получения данных возможностей также можно задействовать традиционные классификаторы ЕКС и ЕТКС. Они сохраняют актуальность и могут применяться наряду с профстандартами.
Основные параметры профстандарта контролера технического состояния автотранспортных средств
Основные параметры деятельности контролера технического состояния автотранспортных средств описаны в профстандарте 33.005, утвержденном в 2015-м году. Он включает четыре части.
В начальном разделе идут общие сведения: вид, цели и группа профессиональной деятельности по ОКВЭД и ОКЗ.
Во второй части дана краткая характеристика четырех обобщенных трудовых функций, лежащих в основе профессии, а также 25 их составляющих – простых должностных функций.
Например, обобщенная функция по обеспечению контроля состояния транспортных единиц с помощью соответствующих средств диагностики включает 10 составляющих: их идентификация, составление документов на осуществление проверки и т.п.
Наиболее значим третий раздел, где присутствуют детальные характеристики всех функций и составляющих.
Для каждой обобщенной функции даны следующие характеристики:
- специалисты, готовые к её исполнению;
- требования к уровню их трудового опыта и образования;
- дополнительные условия, которым они должны соответствовать;
- дополнительная информация.
Так, для функции выполнения вспомогательных операций по проверке технического состояния транспортных единиц дана следующая информация:
- среднее образование по направлению эксплуатации транспорта, а также дополнительное повышение квалификации;
- стаж не нужен при наличии профильного образования, либо начинается от трех лет;
- наличие водительского удостоверения, а также прохождение регулярной переаттестации.
Для составляющих указаны:
- трудовые операции;
- образование и опыт, требуемые от специалиста;
- прочая информация.
Так, для составляющей «Подготовка к эксплуатации средств технического диагностирования» указаны:
- четыре трудовых операции – подготовка рабочих мест, контроль наличия средств индивидуальной защиты и т.д.;
- два практических умения – обеспечение подготовки приборов технической диагностики и дополнительного профильного оборудования;
- знания в трех областях – принципов использования соответствующих приборов и т.д.
В заключительной части документа дана информация о его организациях-разработчиках.
Внимание! Дополнительные профессиональные аспекты, не разобранные в документе, – права, льготы, параметры трудового взаимодействия – отдельно описывают в должностной инструкции.
Этапы внедрения профстандартов
Грамотное внедрение профстандартов требует соблюдения определенного порядка действий:
- Создания регламента, описывающего порядок действий и ответственных за их выполнение.
- Анализ организации и её работников. Исследуется степень и характер трудовой нагрузки, отраслевые особенности и прочие подобные аспекты.
- Поиск профстандартов, соответствующих по профилю организации и сотрудникам, и внедрение их положений в трудовую документацию.
- Документирование новых параметров, которые будут применяться для оценки действующих и потенциальных работников.
- Преобразования в кадровой сфере: введение новых должностей, перераспределение обязанностей и т.д.
В результате данных преобразований руководство организации получит мощные инструменты контроля качества работы сотрудников и их уровня. Так, если контролер технического состояния автотранспортных средств не отвечает новым параметрам, прописанным в профстандарте, то его можно направить на дополнительное обучение. Также можно корректно, с правовой точки зрения, отсеивать претендентов или проводить переаттестацию работников.