Профессиональный стандарт внутреннего аудитора применяется при модернизации кадровой документации организации: её должностных инструкций, правил внутреннего распорядка и т.д. Также документ имеет широкий спектр дополнительных возможностей. Так, его можно использовать при разработке KPI, рекомендаций по повышению уровня работников или отбраковки несоответствующих по качеству кандидатов.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта внутреннего аудитора .doc
Современная правовая база профстандартов
Создание полноценной нормативной базы по должностным стандартам началось в 2013 году, когда было принято Постановление Правительства №23, где документировался порядок их составления.
В 2015 году в действие вступил Федеральный закон №ФЗ-122. Данный ФЗ дополнил положениями о профстандартах Трудовой кодекс и законодательство об образовании. Так, в ТК была введена статья 195.3, документирующая процессы их практического использования организациями-нанимателями.
В следующем году Правительство приняло Постановление №584, определившее порядок применения профстандартов в бюджетных организациях разного уровня и компаниях, большая часть которых принадлежит государству.
Основные аспекты их практического использования были обобщены и разобраны Минтрудом в Письме №14-0/10/В-2253.
Содержание профстандарта внутреннего аудитора
В 2015 году Минтруд утвердил профстандарт для аудитора (08.023). Данный документ содержит четыре части.
В его начале перечислены цель, вид и группа профессии аудитора, а также их отношение к классификаторам ОКВЭД и ОКЗ.
В следующей части указаны семь профильных функций аудитора и семнадцать их составляющих. Каждая функция состоит из двух-трёх частей. Так, функция по методическому обеспечению аудита включает:
- обучение работников аудиторской компании и повышение их квалификации;
- разъяснение сотрудникам принципов профильного законодательства;
- разработка документов, регламентирующих деятельность аудиторов, и отслеживание их актуализации.
В третьей части содержится более подробная информация по функциям и их частям.
Для функций указано:
- специалисты по аудиту, класс которых достаточен для их выполнения;
- нужный им уровень опыта и образования;
- особые условия их допуска к работе;
- прочие данные вспомогательного характера.
Например, для вышеупомянутой функции по методическому обеспечению аудита указаны:
- Три класса специалистов, готовых к её выполнению.
- Образование – высшее, уровня специалитета или магистратуры. Также требуется дополнительное профильное образование и повышение квалификации.
- Опыт работы – от пяти лет, в том числе от трёх в аудиторской фирме.
- Дополнительно специалисту требуется членство в СРО аудиторов.
- Особо указано на необходимость соблюдения аудитором норм профессиональной этики.
Также указаны коды специалистов по ОКЗ, ЕКС, ОКПДТР, ОКСО.
По составляющим функций в разделе предоставлена следующая информация:
- трудовые операции аудитора;
- нужные ему знания и умения;
- данные вспомогательного характера.
Например, для деятельности по обучению работников аудиторской компании и повышению их квалификации указаны:
- Пять трудовых операций – анализ необходимости в проведении обучения по конкретным направлениям, планирование образовательных процессов и т.д.
- Одиннадцать умений в практических областях – подготовка соответствующих образовательных материалов, работа на компьютере с СПС и т.д.
- Тринадцать знаний теоретического характера – основы делопроизводства, методы работы с информацией и пр.
Такое тщательное описание функций и их элементов объясняется тем, что именно на этот раздел ориентируются менеджеры при составлении должностных инструкций, норм штатного расписания и иной кадровой документации.
В заключительной части находятся сведения о тех организациях, которые занимались созданием этого должностного стандарта.
Внимание! Параметры квалификации внутреннего аудитора, взятые из профстандарта, могут служить основанием для предъявления требований к специалисту о необходимости получения им дополнительного образования.
Вопросы применения должностных стандартов
Как профстандарты используются для отсева недостаточно подготовленных кандидатов?
Работодатель, если у него официально внедрена система профстандартов, может, ссылаясь на их критерии, написать об отсутствии у кандидата необходимых деловых качеств.
В каких случаях профстандарты обязательны?
Для работодателя они носят обязательный характер, если:
- Для специальности в действующем законодательстве установлены квалификационные нормативы (ст. 195.3 ТК).
- Представители каких-то отраслей обладают правами на льготы и компенсации, либо для них определены профессиональные ограничения (ст. 57 ТК).
- В качестве нанимателя выступает бюджетная организация или компания, большая часть которой находится в госсобственности (Постановление Правительства 584).
В иных ситуациях они носят добровольно-рекомендательный характер.
Как происходит переход на профстандарты?
Рекомендуется использовать следующий порядок операций:
- Написание регламента, где определены ключевые аспекты перехода: этапы, ответственные за них и т.п.
- Исследование тех аспектов деятельности организации, которые связаны с управлением персоналом. Анализируется нагрузка работников, параметры их квалификации и прочие подобные моменты.
- Проверяется качество документов по персоналу: трудовых договоров, правил внутреннего распорядка и т.д.
- В соответствии с подходящими по профилю профстандартами вносятся необходимые изменения в документацию.
Началом данных процессов является издание директором приказа о переходе организации на профстандарты.
Насколько актуальны положения ЕКС и ЕТКС?
Как указано Минтрудом в Письме №14-0/10/В-2253, они могут использоваться наряду с профстандартами, и работодатель сам выбирает, какой документ в приоритете, если между ними возникают противоречия. Но с начала 2020 года именно профстандарты обязательны в бюджетном секторе.