Встречная претензия – это документ, в котором получатель претензии выдвигает свои требования к её отправителю. Таким образом складывается ситуация, когда два лица предъявляют друг к другу взаимные требования. В рамках настоящего текста мы рассмотрим, в каких случаях имеет место применение такой официальной бумаги, как правильно её сформировать.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк встречной претензии .docxСкачать образец встречной претензии .docx
Претензионный порядок
Претензионный порядок разрешения спора предполагает мирное урегулирование возникшего вопроса, без обращения в суд и органы правопорядка. В теории участники тех или иных правоотношений могут самостоятельно договориться об определённых условиях разрешения конфликта. Та сторона, которая считает себя пострадавшей, понесла убытки, выступает с претензией к другой. В претензии выставляются определённые требования, направленные на восстановление нарушенного права.
Нередки ситуации, когда претензионный порядок является обязательным этапом на пути к судебному производству. Так, это касается любых споров между субъектами предпринимательской деятельности, отдельных видов правоотношений, участниками которых могут стать рядовые граждане. Например, статья 797 Гражданского кодекса обязывает заказчика обратиться с претензией к перевозчику, а лишь потом у него появится возможность заявить исковое заявление в суд общей юрисдикции.
Встречная претензия
Встречная претензия имеет место в тех случаях, когда у сторон имеются взаимные претензии. Подобные случаи можно встретить как в сфере предпринимательства, так и в бытовой жизни. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в таких ситуациях составляют акт сверки, определяют, кто, кому и сколько должен.
Один участник правоотношений направляет письменный документ другому, требует совершить определённые действия:
- прекратить нарушать нормы действующего законодательства, условия сделки;
- выплатить материальный или моральный вред;
- компенсировать причинённые убытки;
- и так далее.
Заявить встречную претензию можно лишь в случае, если предмет спора будет идентичен предмету спора первой претензии. Здесь правила будут аналогичны тем, что применяются в гражданском и арбитражном судебном процессах, а сама встречная претензия по юридической природе представляет собой первый шаг на пути ко встречному иску.
Как передать
Претензию недостаточно правильно составить, ведь её ещё потребуется надлежащим образом вручить контрагенту. Для этого существует всего три способа: нарочный, через отделение почтовой связи, по электронной почте. Воспользоваться последним вариантом удастся лишь в том случае, если получателем является юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, которые в публичном доступе указывают электронный почтовый ящик для обращений, предложений.
Нарочный способ предполагает формирование двух экземпляров официальной бумаги, один из которых передаётся на руки представителю противоположной стороны, а второй остаётся у заявителя встречной претензии, заверяется штампом или записью о принятии с простановки даты. Если контрагент отказывается принимать претензию, расписываться в её получении, можно составить акт об отказе, однако есть вариант куда проще.
Отправка заказного письма через отделение почтовой связи – самый надёжный способ уведомления участника правоотношений о наличии к нему претензий. Потребуется направить документ по месту прописки или постановки на учёт в налоговом органе. Факт получения подтвердит возвратившееся почтовое уведомление.
Общие срок ожидания ответа на претензию – 30 календарных дней. Как только этот период времени истечет, можно смело обращаться в суд с исковым заявлением.
Форма документа
В силу того, что претензионный порядок не предполагает вмешательство суда или иных государственных органов в спор между лицами, ни о каких общеобязательных унифицированных бланках для формирования претензии речи не идёт. Заявитель требований может оформить документ на чистом листе бумаги формата А4, а текст исполнить как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств.
Инструкция по составлению претензии
Встречная претензия по своей структуре целиком и полностью идентична первоначальной, то есть будет состоять из шапки, основного структурного блока и блока с выдвижением требований. В первую очередь мы обратим внимание именно на шапку.
В правом верхнем углу листа бумаги пропишем, кому и от кого подаётся претензия. Если участниками спора являются физические лица, указываем их ФИО, серии и номера паспортов, места прописки. Для ИП потребуется добавить ИНН и ОГГРН, а для юридических лиц – полное наименование предприятия, ФИО и должность директора.
Ниже по документу указываем, что вы получили от контрагента претензию, с содержанием и требованиями которой не согласны, либо согласны, но готовы их удовлетворить лишь в случае удовлетворения ваших (взаимозачёт). Подробно разъясняем, какие конкретно правоотношения связывают вас и получателя претензии. Если это какой-либо договор, оставляем на него ссылку (дата подписания и номер).
Далее по тексту обращаемся к получателю, требуем выплатить вам денежные средства по различным основаниям, отказаться от своей претензии. Заверяем итоговый вариант обращения автографом с расшифровкой, передаём на рассмотрение. Как мы уже говорили ранее, лучше воспользоваться почтой.
Примерный образец