Сертификация осуществляется в отношении не только продукции, но и услуг. Проверка услуг на соответствие требованиям отличается рядом особенностей.
Для чего проводится сертификация услуг
Сертификация услуг осуществляется в добровольном порядке. Однако выполняется она часто в связи с тем, что несет ряд преимуществ:
- Повышение лояльности со стороны инвесторов, бизнес-партнеров, потребителей. Все эти лица начинают более доверительно относиться к фирме.
- Увеличение показателей рентабельности.
- Увеличение дохода за счет привлечения дополнительных клиентов.
- Возможность участия в конкурсах и тендерах.
- Налаживание отношений с крупными предприятиями.
Особенно принципиальным здесь является возможность участия в тендерах. Без наличия сертификата заявку на конкурс/тендер просто не примут.
Цели и задачи сертификации
Рассмотрим основные цели проверки услуги на соответствие установленным требованиям:
- Предоставление покупателю полной правдивой информации об услуге.
- Контроль безопасности для здоровья человека и окружающей среды.
- Документальное подтверждение уровня качества.
- Создание равноправных условий для представителей товарного рынка.
- Повышение конкурентоспособности.
- Содействие покупателю в компетентном выборе услуги.
- Защита потребителя услуги от недобросовестных компаний.
- Оповещение покупателей о тех услугах, которые являются наиболее качественными.
- Подтверждение позитивных особенностей услуги, которые заявляются ее поставщиком.
Для того чтобы реализовать все эти цели, ставятся и решаются эти задачи:
- Составление перечня услуг, которые обязательно нужно сертифицировать.
- Контроль над наличием обязательных для услуги документов.
- Объективная проверка услуги на соответствие требованиям.
- Проверка безопасности.
- Формирование новых стандартов взамен устаревших.
Сертификация позволяет защитить права не только обычных потребителей, но и компаний, так как последние могут столкнуться с недобросовестными поставщиками.
Требования закона
Законом не установлена обязательность сертификации услуг. Они не включены в перечень обязательной оценки соответствия ГОСТам. На услуги не распространяются технические регламенты, используемые в таможенном союзе. Учитывая все это, можно сделать вывод о том, что услуги можно продавать без наличия на них документа соответствия. Однако на них часто оформляется сертификат. Связано это с необходимостью увеличить конкурентоспособность, повысить лояльность потребителя.
Схемы сертификации
Схемы сертификации установлены Постановлением Госстандарта №17. У каждой схемы есть свои отличительные черты. Рассмотрим их:
Схема №1. Применяется в том случае, если требуется оценка мастерства исполнителей. Актуальна в том случае, если безопасность услуги полностью определяется мастерством лица, которое ее исполняет. Такая схема подходит для косметологии, спорта, массажа. Если представители этих сфер будут недостаточно профессиональны, потребитель может получить травмы.
Схема №2. Включает в себя проверку как процесса оказания услуги, так и ее итогов. Она актуальна для инспекционного контроля. Проверка осуществляется в отношении норм, касающихся требований к процессу оказания услуги, комплекса имеющегося оборудования, материалов. Контроль проводится над наличием программного обеспечения, стабильностью работы. Специалисты следят за отсутствием риска для потребителя, подготовленностью исполнителя. Схема №2 назначается в том случае, если безопасность услуги определяется профессионализмом ее оказания. Она актуальна для сфер общественного питания, медицины.
Схема №3. Применяется при установлении соответствия требованиям производственных услуг. Выполняется анализ производственных процессов, контроль над результатами услуг.
Схема №4. Предполагает анализ соответствия исполнителя требованиям государственных стандартов. Итог подобной сертификации – присвоение определенной категории. К примеру, по схеме №4 проверяются отели, в результате чего им присваивается «звездность».
Схема №5. Осуществляется анализ системы качества. Выполняется ее контроль при инспекциях, проверяются итоги работ. Работу по анализу доверяют экспертам по сертификации систем. Данная схема актуальна для услуг, которые могут нести опасность. К примеру, это пассажирские перевозки.
Ранее существовали схемы № 6 и 7, в результате реализации которых выдавалась декларация о соответствии. Однако сейчас эти схемы не используются.
Составляющие сертификации услуг
Услугу можно разделить на процесс ее оказания, а также итоги. По этой причине сертификация формируется из следующих обстоятельств:
- Анализ соответствия услуги нормативным требованиям. В процессе оцениваются характеристики и условия работы. Этот процесс включает в себя идентификацию услуги, подтверждение профессионализма исполнителя, оценку состояния производства.
- Анализ итогов услуги. Осуществляется аккредитованным центром, а в частности его представителями – экспертами. Проверка предполагает установление безопасности услуги для здоровья человека и состояния окружающей среды.
- Инспекционный контроль. Осуществляется по правилам, актуальным для системы сертификации. Правила мероприятия актуальны и для отечественных, и для зарубежных компаний.
Исполнение всех составляющих позволяет провести полноценную сертификацию и получить достоверные результаты.
В отношении каких услуг проводится сертификация
Как правило, сертифицируются следующие услуги в следующих сферах:
- Бытовые услуги.
- Пассажирский транспорт.
- ЖКХ.
- Работа культурных учреждений.
- Туризм.
- Спорт.
- Медицина.
- Санаторно-оздоровительные услуги.
- Банковские услуги.
- Образование.
- Торговля.
Чем серьезнее сфера, тем больше руководителю компании рекомендуется получать сертификат. Документ также имеет смысл оформить в том случае, если в области, в которой работает лицо, большая конкуренция. Наличие сертификата позволяет выгодно выделиться среди других компаний.
Что будет, если качество услуг ухудшится
Что будет, если исполнителю выдадут сертификат, а потом качество услуг снизится? В этом случае документ соответствия требованиям не отобразит объективного состояния дел. Во-первых, сертификат выдается не навсегда. Исполнителю нужно регулярно доказывать свой профессионализм. Нельзя просто получить документ и успокоиться. Во-вторых, если будет известно о снижении качества, назначаются корректирующие мероприятия. Во время этих мероприятий выполняются данные шаги:
- Приостановление действия документа о соответствии.
- Назначение временного запрета на использование знака соответствия.
- Информирование о корректирующих мероприятиях лиц, которые могут быть заинтересованы.
- Установление срока исполнения корректирующих процедур.
- Контроль над проводимыми мероприятиями.
- Уведомление покупателей и заинтересованных лиц об опасности услуги, если такая имеет место.
Если в результате корректирующих мероприятий была выявлена опасность, заинтересованных лиц уведомляют об этом. Последние должны своевременно исправить все недочеты. Если исполнитель ничего не исправил, действие сертификата отменяется.
ВНИМАНИЕ! Документ выдается на три года. При наличии особых обстоятельств этот срок может сокращаться или увеличиваться.