Статья 216 ТК начинает главу 35, посвящённую организации охраны труда. Она отведена под описание аспектов государственного участия в данной области.
Характеристика ст. 216 ТК
В её начале указано, что государственное управление охраной труда производится в двух форматах:
- непосредственно Правительством;
- по поручению Правительства.
Во втором формате управлением в данной области может заниматься как профильная госструктура, так и непрофильные органы исполнительной власти федерального уровня.
В случае если управлением занимаются непрофильные госструктуры, им могут быть предоставлены отдельные полномочия в следующих сферах:
- правовое регулирование;
- выдача разрешений;
- контроль и надзор.
Подчёркнуто, что данные непрофильные госструктуры должны координировать свои операции по охране труда с профильной госструктурой.
Указано, что управление охраной труда на местном уровне производится как федеральными, так и региональными профильными госструктурами. Некоторые полномочия в этой области могут передаваться структурам местного самоуправления. Параметры этой передачи диктуются соответствующим законодательством федерального и регионального уровня.
Далее даётся перечисление функций Правительства и федеральных уполномоченных госструктур по охране труда. В этот список входят девять пунктов:
- создание новых профильных нормативных актов;
- разработка федеральных профильных программ и надзор за эффективностью их осуществления;
- создание норм для профильного обучения сотрудников, менеджеров, владельцев ИП; проверка их знаний; разработка основ обучения оказания немедленной помощи пострадавшим и проведения соответствующих инструктажей и стажировок;
- составление правил проведения госэкспертизы и оценки условий труда;
- разработка мер по экономическому поощрению нанимателей к обеспечению ими оптимальных условий труда;
- координация взаимодействия органов госвласти регионального и общефедерального уровня, объединений нанимателей и профсоюзов по аспектам осуществления профильной госполитики;
- координация научной деятельности по охране труда и обеспечение распространения инновационного опыта в данной сфере;
- обеспечение профильного сотрудничества на международном уровне;
- осуществление других профильных полномочий в соответствии с положениями актуальной нормативно-правовой базы.
В заключение приведены также функции региональных профильных госструктур, многие из которых идентичны вышеперечисленным, хотя реализуются на уровне субъектов РФ:
- реализация в конкретном регионе мероприятий соответствующей госполитики и целевых программ;
- создание, ввод в действие и контроль за реализацией целевых программ на уровне региона;
- координация обучения методам охраны труда, оказанию немедленной помощи пострадавшим, а также проведение мероприятий по проверке соответствующих знаний;
- проведение на своей территории госэкспертизы условий труда;
- сбор и обработка данных по параметрам охраны труда на предприятиях, действующих на уровне региона;
- осуществление других профильных полномочий, не реализуемых федеральными органами, в соответствии с положениями актуальной правовой базы.
Рассмотренная статья, как видно из её положений, детально описывает параметры ответственности госструктур в области охраны труда.
Вопросы по действию положений ст. 216 ТК
Какой орган ответствен на общефедеральном уровне за госполитику в области охраны труда?
Этим органом является Минтруд. Данные функции возложены на него Постановлением Правительства № 610 от 19.06.12. В частности, раздел 2 этого документа описывает соответствующие полномочия данного ведомства. Другие непрофильные органы осуществляют свои полномочия по охране труда в соответствии с принципами ст. 216 ТК. Так, особенности графиков работы для отдельных групп сотрудников устанавливаются после консультаций с Минтрудом и Минздравом (Постановление Правительства № 877 от 10.12.02).
Особо нужно упомянуть и такое специализированное ведомство, находящееся в подчинении Минтруда, как Роструд. Оно действует в соответствии с положениями Постановления Правительства № 324 от 30.06.04. Эта структура является ведущим государственным учреждением по контролю за соблюдением всеми субъектами актуальных норм по безопасности осуществления трудовой деятельности.
Каким законодательством регулируется процесс передачи функций в сфере охраны труда местным властям?
О такой возможности косвенно упомянуто в ч. 2 ст. 132 Конституции. Общий порядок передачи местным властям отдельных полномочий описан в ст. 19 ФЗ № 131 от 06.10.03, посвящённого деятельности органов местного самоуправления. Конкретные нюансы, касающиеся непосредственно сферы охраны труда, содержатся в соответствующих документах, принятых на региональном уровне.