Статья 351.3 описывает нюансы регулирования труда сотрудников, занятых проведением специальной оценки условий труда. Частично она носит ссылочный характер.
Содержание ст. 351.3 ТК
В начале статьи говорится, что её положения устанавливают особенности регулирования трудовых взаимоотношений с экспертами в сфере проведения специальной оценки условий труда.
Подчёркнуто, что под этими экспертами понимаются специалисты, которые:
- успешно прошли соответствующую аттестацию, дающую им право выполнения работ по специальной оценке условий труда;
- имеют сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.
Упомянуто, что принципы аттестации и нюансы регулирования деятельности данной категории сотрудников устанавливаются профильным законодательством о специальной оценке условий труда.
Рассмотренная статья посвящена специалистам, занятым оценкой качества условий, в которых ведётся работа сотрудников конкретных организаций. В ней не только даётся определение этих экспертов, но и указывается источник, которым регулируется их профессиональная деятельность.
Основные вопросы по ст. 351.3 ТК
О каком профильном законодательстве для экспертов по оценке условий труда упоминает эта статья?
Имеется в виду специальный ФЗ № 426 от 28.12.13. В этом документе разобраны, в частности, такие моменты, как:
- полномочия и обязанности сторон в области взаимодействия для оценки условий труда;
- порядок привлечения экспертов для проведения данной оценки;
- классификация вредных факторов, могущих отрицательно воздействовать на персонал;
- принципы использования результатов проведения экспертизы;
- параметры урегулирования возможных разногласий по результатам работы экспертов;
- требования к независимости экспертов, задействованных в оценке условий труда и т.д.
Также нужно отметить, что данный ФЗ не является единственным источником, определяющим принципы деятельности специалистов, занятых оценкой условий работы. Другие наиболее важные источники:
- Постановление Правительства № 614 от 03.07.14 – оно освещает аспекты аттестации экспертов по оценке условий труда, а также выдачи и аннулирования их сертификатов.
- Приказ Минтруда № 32н от 24.01.14 – в нём содержатся формы сертификата, который выдаётся экспертам по оценке условий труда, а также прописаны принципы ведения реестра профильных организаций.
- Приказ Минтруда № 258н от 29.04.15 – в нём описаны ключевые принципы регламента, регулирующего роль государства в аттестации специалистов по оценке условий труда и выдаче им соответствующих сертификатов.
Отдельно можно отметить, что нарушения в плане корректного проведения оценки условий труда влекут наказание по специальной статье 14.54 КоАП. Она предусматривает взыскание штрафа до 30 тыс. руб. с руководителей и до 100 тыс. руб. — с юридических лиц. А если нарушение имеет признаки повторения, то наказание ужесточается. Максимальный штраф, соответственно, увеличивается до 50 и 200 тыс. руб. Другой вариант наказания в ситуации рецидива – дисквалификация или приостановка деятельности на определённый срок. Также в статье специально подчёркнуто, что в плане вынесения наказаний эксперт по оценке условий труда рассматривается как должностное лицо.
Каковы требования к специалисту, занимающемуся оценкой условий труда?
В комментируемой статье эти требования упомянуты в общем плане. Более подробная информация содержится в ст. 20 вышеупомянутого ФЗ № 426 от 28.12.13. Этих требований три:
- высшее образование;
- дополнительное профобразование;
- опыт профильной практической деятельности.
Также можно отметить, что в ст. 22 упомянутого ФЗ содержатся важные требования к независимости специалистов, в т.ч. в плане отсутствия близких родственных связей с руководителями предприятий, где проводится соответствующая экспертиза.