Статья 410 ТК посвящена объявлению забастовки. Она описывает алгоритм проведения данной операции и ограничения, которые должны соблюдаться её организаторами.
Структура ст. 410 ТК
В её начале говорится, что решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) персонала организации (отдельного подразделения) или ИП по рекомендации представительного органа сотрудников, выбранного ими для урегулирования трудового конфликта.
Упомянуто, что решение об участии сотрудников конкретного нанимателя в общей забастовке, происходящей на уровне всего профсоюза (их объединения), принимается собранием (конференцией) служащих нанимателя без организации примирительных процедур.
Для признания решения о забастовке правомочным необходима следующая явка сотрудников конкретного нанимателя:
- для собрания – от 50% их общей численности;
- для конференции – от 2/3 её делегатов.
Подчёркнуто, что наниматель несёт следующие обязанности по отношению к собранию (конференции) сотрудников:
- обеспечить условия, нужные для их проведения;
- предоставить помещение;
- не создавать препятствия для данных мероприятий.
Упомянуто, что решение по забастовке утверждается, если за него проголосовало не меньше 50% сотрудников, находящихся на собрании (конференции). В ситуации невозможности созыва собрания (конференции) представительный орган сотрудников может утвердить своё решение, обеспечив подписи более 50% персонала в поддержку забастовки.
Указано, что во время улаживания спорной ситуации примирительной комиссией сотрудники могут единожды провести часовую предупредительную забастовку. Осуществление данного мероприятия допускается как на локальном, так и на других уровнях соцпартнёрства.
Подобная забастовка на локальном уровне соцпартнёрства возможна при соблюдении следующих условий:
- примирительная комиссия успела отработать не менее трёх дней;
- наниматель письменно предупреждается о забастовке не позже чем за два рабочих дня до её начала.
Если предупредительная забастовка планируется на других уровнях соцпартнёрства, то сроки увеличиваются:
- минимальный период функционирования комиссии составляет четыре дня;
- минимальный срок предупреждения нанимателя составляет три дня.
Упомянуто, что во время предупредительной забастовки возглавляющий её орган производит определённый минимум работ (услуг) в соответствии с ТК.
Подчёркнуто, что о начале планируемой забастовки наниматель письменно предупреждается не позже, чем за пять рабочих дней до её начала. Если речь идёт о забастовке, планируемой на уровне всего профсоюза (их объединения), то ассоциации нанимателей (их представители, упомянутые в ст. 34), предупреждаются за семь дней.
В решении о начале забастовке прописываются следующие аспекты:
- название органа, руководящего данным мероприятием;
- разногласия между участниками трудового конфликта, ставшие причиной забастовки;
- планируемое число её участников;
- дата и время мероприятия;
- представители сотрудников, выбранные для участия в примирительных процедурах;
- предложения по минимуму работ (услуг), выполняемых в период забастовки сотрудниками организации (отдельного подразделения) или ИП.
Упомянуто, что забастовка не может начинаться позднее двух месяцев со дня решения об её объявлении.
Подчёркнуто, что наниматель уведомляет о планируемой забастовке госучреждение, отвечающее за улаживание коллективных трудовых конфликтов.
Упомянуто, что в ситуациях, когда забастовка не была начата в срок, предусмотренный решением об её объявлении, последующий процесс улаживания спорной ситуации протекает в соответствии со ст. 401 ТК.
Рассмотренная статья описывает ключевые нюансы, относящиеся к подготовке забастовок. Наиболее важным являются содержащиеся в ней критерии, которые должны соблюдаться для признания законного характера забастовки.
Основные вопросы по практическому использованию ст. 410 ТК
О каком минимуме работ/услуг упоминает эта статья?
Это понятие описано в ст. 412 ТК. В ней говорится, что существуют нужные для нормальной жизнедеятельности общества минимумы работ (услуг), которые должны предоставляться жителям страны даже в ситуациях забастовок. Составляющие этих минимумов определяются специалистами соответствующих госструктур, координирующих свою деятельность с отраслевыми профсоюзами.
Алгоритм составления подобных минимумов изложен в Постановлении Правительства № 901 от 17.12.02.
На какие правовые моменты нужно обращать внимание при проведении забастовки?
В ТК разнообразные нюансы забастовок описаны в главе 61 ТК. К наиболее важным из них (помимо нюансов, разобранных в комментируемой статье) относятся:
- алгоритм улаживания конфликта в ситуациях запрета забастовок (ст. 404);
- право сотрудников на забастовку (ст. 409);
- орган, руководящий забастовочными мероприятиями (ст. 411);
- обязанности участников конфликта в связи с забастовкой (ст. 412);
- возможные ситуации признания забастовки неправомерной (ст. 413);
- гарантии для сотрудников, задействованных в забастовке (ст. 414);
- абсолютный запрет локаута (ст. 415);
- ответственность сотрудников за неправомерные забастовки (ст. 417);
- необходимость документирования действий лиц, задействованных в забастовке (ст. 418).
Отдельные моменты, относящиеся к забастовкам, упоминаются и в других статьях ТК. Так, ст. 41 предусматривает опцию закрепления в колдоговоре отказа от забастовок, при условии добросовестного соблюдения нанимателем своих обязательств по отношению к сотрудникам.