Статья 53.1. ТК посвящена описанию нюансов участия представителей персонала во встречах структуры коллективного управления их организации-нанимателя. В ней описаны обязанности этих лиц и правовые основы для их деятельности.
Содержание ст. 53.1. ТК
Во вводной части статьи даётся перечень актов, документирующих возможность представителей персонала организации-нанимателя участвовать в заседаниях её органа коллективного управления с правом совещательного голоса. К ним относятся:
- законодательство федерального уровня;
- соответствующие разделы учредительной документации;
- положения внутреннего регламента;
- другие внутренние документы;
- разделы коллективного договора/соглашения.
Далее указывается, что назначать этих лиц может представитель или представительный орган сотрудников, полномочия которых установлены на базе статей 29-31 ТК. После утверждения решения об их назначении его необходимо оформить специальным протоколом. Этот документ далее пересылается:
- главе организации-нанимателя;
- органу коллективного управления организации-нанимателя.
В заключительной части указывается, что представители сотрудников, получившие таким образом возможность участвовать в совещаниях органа управления нанимателя, должны следить за нераспространением полученных на этих встречах конфиденциальных сведений. В противном случае им грозит наказание за разглашение информации, являющейся охраняемой законом тайной.
В ситуации, когда для участия во встречах органа коллективного управления нанимателя необходим допуск к получению конфиденциальных сведений, вышеупомянутые представители сотрудников обязаны его оформить в порядке, описанном в законодательстве РФ.
Итак, рассмотренная статья досконально прописывает тонкости, связанные с участием представителей сотрудников в совещаниях органа коллективного управления нанимателя.
Вопросы по использованию ст. 53.1. ТК
Какой перечень лиц и органов, уполномоченных утверждать состав представителей сотрудников, содержат статьи 29-31 ТК?
Статья 29 описывает общие основы действий и полномочий представителей персонала. В том числе она даёт возможный список этих лиц и организаций, а также их полномочия. В соответствии с ней такими представителями могут быть:
- профсоюзы;
- их объединения;
- иные профорганизации;
- иные представители сотрудников.
Статья 30 развивает тему отстаивания интересов сотрудников первичными профорганизациями. Она указывает, что подобные структуры могут представлять как интересы их членов, так и независимых сотрудников.
Статья 31 указывает, что отстаивать интересы сотрудников также могут лица, относящиеся к категории «иные представители». В ней указано, в каких ситуациях эти лица вправе представлять интересы персонала, а также на какой основе происходит их взаимодействие с традиционными профорганизациями из ст. 30.
Итак, поскольку ст. 53.1 ТК явно ссылается на три упомянутые статьи, то все перечисленные в них лица и структуры вправе принимать участие в отборе и назначении представителей сотрудников с совещательным голосом в управленческий орган нанимателя.
Какое наказание положено для лиц, разгласивших конфиденциальные сведения?
Основные параметры наказаний за данное нарушение содержатся в следующих правовых документах:
- ГК (ч. 4) – статья 1472;
- ТК – статья 243 (ч. 7);
- КоАП – статьи 13.11 и 13.14;
- УК – статьи 183 (ч. 2) и 283;
- ФЗ о защите информации от 27.07.06 №149 – статья 17 (ч. 2).
Если разбирать более подробно, то в ТК и ГК предусмотрено наказание в форме возмещения вреда в размере полной материальной ответственности.
Статьи из КоАП устанавливают наказание в виде штрафа, размер которого варьируется для граждан от 500 до 100 тыс. рублей или от 30 тыс. до 18 млн рублей для юридических лиц. В отдельных ситуациях возможно также вынесение предупреждения.
В УК предусмотрено наказание в виде штрафа, исправительных или принудительных работ и даже заключения на срок до 3-х лет. Также возможно ограничение прав нарушителя в форме лишения его возможности занимать определённые позиции или участвовать в какой-то деятельности.
А ФЗ №149 предусматривает возможность для потерпевших от разглашения конфиденциальной информации обратиться в суд с требованием о компенсации.
Итак, перечисленные статьи устанавливают обширный список возможных наказаний для представителей персонала, разгласивших информацию конфиденциального типа, полученной ими на встречах руководящего органа нанимателя – от штрафов до исправительных работ и лишения права заниматься определённой деятельностью.