Ст. 83 ТК отведена под описание аспектов ликвидации трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли его участников. Таким образом она описывает завершение трудовых взаимоотношений по причинам форс-мажорного характера.
Содержание ст. 83 ТК
В её начале указывается, что трудовой договор подлежит ликвидации по перечисленным причинам форс-мажорного характера:
- призыв сотрудника в армию или его отправка на альтернативную гражданскую службу;
- восстановление служащего на ранее занимаемой им позиции по решению суда или госинспекции труда;
- не избрание на должность;
- осуждение служащего к наказанию, препятствующему его нахождение на занимаемой им позиции, по вступившему в полную силу приговору суда;
- признание сотрудника полностью неготовым к трудовой деятельности из-за медицинского заключения, которое оформлено в надлежащем порядке, закреплённом в общефедеральных законах и актах;
- кончина служащего или нанимателя-физического лица; признание его судом умершим или безвестно отсутствующим;
- наступление ЧС, мешающей продолжению трудовых взаимоотношений (война и прочие крупномасштабные ЧС), если это обстоятельство признано Правительством либо органом госвласти соответствующего субъекта РФ;
- дисквалификация или другое административное наказание, мешающее исполнению служащим функций по трудовому договору;
- завершение периода действия, его приостановление на срок свыше двух месяцев или лишение служащего специального права (лицензии и аналогичных спецправ) в соответствии с общефедеральными законами и актами, если это ведёт к невозможности исполнения трудящимся его должностных функций;
- окончание допуска к гостайне, если для работы нужен подобный допуск;
- отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения госинспекции труда о восстановлении служащего на работе;
- потерял силу;
- возникновение установленных ТК, иным ФЗ и исключающих возможность исполнения служащим функций по трудовому договору ограничений на занятие некоторыми разновидностями трудовой деятельности.
Подчёркнуто, что завершение трудовых взаимоотношений по причинам, упомянутым в п. 2, 8, 9, 10 либо 13 ч. 1 ст. 83 ТК, возможно, если нельзя переместить служащего с его согласия на альтернативную работу, присутствующую у нанимателя (как соответствующую квалификации подчинённого, так и вакантную нижестоящую/нижеоплачиваемую позицию), которую трудящийся готов выполнять с учётом качества его здоровья. Подчёркнуто, что наниматель должен предлагать служащему все подходящие под перечисленные критерии вакансии, которыми он располагает в этой местности. Предлагать вакансии на прочих территориях наниматель должен, если это прописано в:
- трудовом договоре индивидуального либо коллективного формата;
- соглашениях.
Рассмотренная статья имеет важное значение, поскольку содержит ограниченный список причин окончания трудовых взаимоотношений, имеющих форс-мажорный характер. Нужно отметить, что эти причины не подлежат расширенному толкованию и подробно регламентированы актуальным законодательством.
Вопросы по ст. 83 ТК
О каких ограничениях упоминается в п. 13 этой статьи?
Имеются в виду ограничения для лиц, занятых в определённых сферах трудовой деятельности.
В ТК эти ограничения описаны в статьях:
- 331 – для специалистов, задействованных в педагогической отрасли;
- 6 – для лиц, задействованных в сфере государственной или муниципальной службы;
- 1 – для лиц, занятых в области работы с несовершеннолетними.
Подобные ограничения содержатся не только в ТК, но и в других общефедеральных законах. Примеры:
- ст. 16 ФЗ №40 от 03.04.95 – для служащих ФСБ;
- статьи 16 и 17 ФЗ №403 от 28.12.10 – для сотрудников СК;
- ст. 13 ФЗ №25 от 02.03.07 – для служащих муниципалитетов.
Изложенные в перечисленных источниках ограничения обусловлены значительной отраслевой спецификой некоторых профессий. Они дополняют ограничения, имеющие более общий характер, описанные в ст. 83 ТК.
Каков обязательный порядок оформления медзаключения, упомянутого в п. 5 рассматриваемой статьи?
Существует общий порядок оформления врачебных справок в профильных медучреждениях. Он изложен в Приказе Минздрава №972н от 14.09.20. В нём разъяснены моменты, относящиеся к:
- оформлению бумажной и электронной документации;
- основания для выдачи медсправки;
- круг лиц, которые могут претендовать на получение документов и пр.
Для отдельных профессий актуален Приказ Минздрава №282н от 05.05.16.
Для водителей действует Приказ Минздрава №1092н от 24.11.21.
На какие источники ориентироваться при использовании п. 6 комментируемой статьи?
Нюансы признания гражданина скончавшимся или пропавшим изложены в следующих источниках:
- порядок объявления безвестно отсутствующим (скончавшимся) – ст. 42 (45) Ч. 1 ГК;
- алгоритм официального признания лица скончавшимся либо пропавшим – гл. 30 ГПК.
Нужно заметить, что в этих источниках подчёркивается обязательное участие в процессе удостоверения лица скончавшимся или пропавшим представителей суда и прокуратуры.