Госдума рассматривает законопроект № 209495-8, в котором предусмотрен ряд изменений в отношении государственного мониторинга малого и крупного бизнеса. Согласно предложению, надзорные органы не смогут прийти с проверкой или потребовать дополнительную документацию без согласия руководства. Также подкорректировали порядок профилактических визитов.
Новые ограничения надзорных органов
Представители Госдумы РФ рассмотрели текущую ситуацию с проверками деятельности российских предприятий и обнаружили частые нарушения со стороны госорганов. Поэтому рекомендовали внести ряд правок в ФЗ № 248.
В первую очередь, власти подкорректировали полномочия контролера. Так, согласно абз. А пункта 1, инспектору запретили проводить любые контрольные действия до начала мониторинга. Сейчас же в п. 8 ст. 37 ФЗ № 248 отметили, что нельзя требовать только документы.
Но что касается сроков проверки, то нужно обратить внимание не только на положения п. 10 ст. 37 ФЗ № 248. Дело в том, что для некоторых мероприятий срок не ограничен либо не утверждены его рамки. Поэтому на основании:
- п. 6 ст. 67 контрольную закупку разрешают проводить в течение времени, которое отведено на реализацию мероприятий;
- п. 6 ст. 68 мониторинговую закупку проводят не только в период сделки, но и проводят инструментальный контроль или экспертизу;
- п. 3 ст. 69 срок выборочного мониторинга определяют как период, на протяжении которого берут образцы подконтрольной продукции.
Во вторую очередь, проверяющий обязан мониторить деятельность оперативно. При этом нарушать принцип оперативности запрещают, даже если срок контроля законодательно не утвержден. По словам властей, эти меры обеспечат необоснованное затягивание процесса, влекущее приостановку деятельности компании.
До вступления в силу изменений надзорные инстанции могут действовать на основании прежнего порядка.
Профилактический визит в 2023 году
Профилактический визит проводят в виде беседы с руководителем на месте фактической деятельности либо по видеосвязи. В процессе инспектор сообщает о требованиях, которые в обязательном порядке предъявляют к работе, включая критерии риска и т.п. Поэтому подконтрольное лицо своевременно получит информацию и сможет не нарушить указания, избежав штрафных санкций.
Кроме того, в действующем законе есть положение о том, что посетить организацию для профилактики инспектор вправе исключительно по согласию руководства. Исходя из этого, власти решили добавить в статью 52 пункт 10. В нем указано, что юрлицо может самостоятельно подать заявку на профвизит, уточнив подходящие даты проверки. Запрос нужно отправить в местное ведомство, например, СЭС и т.п.
Предлагаемые правки положительно отразятся на правах и интересах бизнесменов во время мониторинга.