Партионный метод складского учета, в отличие от сортового, подразумевает хранение каждой партии продукции отдельно от тех, что были получены компанией раньше. Когда вся продукция из этой партии будет реализована, составляют акт о расходе ТМЦ по партии. Это унифицированная форма МХ-11. Как безошибочно заполнить бланк, расскажем в статье.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта о расходе товаров по партии по форме МХ-11 .xlsСкачать образец акта о расходе товаров по партии по форме МХ-11 .xls
Коротко о партионном учете на предприятиях
От того, какой метод складского учета выбран компанией, зависит алгоритм оформления бумаг. Партией товара являются:
- однородная продукция, прибывшая на хранение по одному транспортному документу;
- товары, привезенные одним видом транспорта, число сопроводительных транспортных документов роли не играет;
- принадлежащие к одной номенклатуре ТМЦ, которые поступили на складское хранение с несколькими транспортными бумагами от одного партнера-поставщика, и при этом никаких разниц по показателям обнаружено не было.
Алгоритм работы с ТМЦ и документацией при партионном учете:
- в журнал поступивших ТМЦ кладовщик заносит данные о каждой партии товара, пришедшей на склад, присваивает ей номер (совпадает с номером п/п в журнале);
- для каждой партии заводится партионная карта по форме МХ-10 (2 экземпляра), в нее вносят информацию о приходе и отпуске товаров;
- МХ-10 закрывается, когда вся партия будет отпущена со склада, и заполняется акт по форме МХ-11 (когда есть расхождения по приходу и расходу показателей ТМЦ из одной партии).
Важно! Заполняет документы материально ответственное лицо (далее — МОЛ). Обычно это кладовщик.
Общая информация о форме МХ-11
Данная форма утверждена 9 августа 1999 года Пост. Госкомстата России №66. Она входит в Альбом унифицированных форм «первички» по учету продукции и ТМЦ в местах хранения. С начала 2013 применение в компаниях таких форм стало носить лишь рекомендательный характер. Предприятия могут разрабатывать собственные бланки, взяв за основу МХ-11. Но форма имеет все необходимые поля и таблицы для заполнения, поэтому удобна в применении и в настоящее время. Использование унифицированных форм либо разработанных компанией самостоятельно должно быть закреплено в учетной политике приказом руководства.
Отвечает за заполнение бланка специальная комиссия. Она формируется также приказом руководства на какой-либо период (год, полугодие, квартал), состоит как минимум из трех человек. Обычно это заведующий складом, бухгалтер, руководители отделом и т.д.
Назначение документа — отразить разницу в информации по приходу и расходу товаров из отдельной партии. Необходим в качестве причины для списания либо принятия к учету выявленной недостачи или излишков товара соответственно.
Заполняем бланк
Форма МХ-11 имеет лицевую и оборотную стороны.
Лицевая
Сначала идет часть, содержащая данные об организации и общую информацию о товаре:
- наименование компании или предприятия, отдела или иного структурного подразделения;
- номер по ОКПО;
- код вида деятельности;
- номер склада;
- вид операции;
- номер акта и дата его формирования;
- номер партии (она обозначена в журнале поступивших ТМЦ) и дата последнего отпуска ТМЦ;
- сведения о том, какой товар, по каким бумагам, от какого поставщика и когда отпущен (соответствующие данные вносятся в пустые строки);
- срок реализации с даты доставки на склад.
Затем начинается табличная часть, куда необходимо внести такие данные, как:
- наименование товара, его код, учетная цена;
- информация о товаре при поступлении: количество, масса, сумма;
- информация о товаре при его окончательном расходе: количество, масса, сумма;
- отклонения: излишки или недостачи, сколько их всего, сколько в пределах норм естественной убыли, сколько сверх норм;
- стоимостная разница.
Если наименований много, то таблицу можно продолжить на нескольких листах. В конце таблицы на каждой странице подводится итог по странице.
Оборотная сторона
На оборотной стороне таблица продолжается, в конце ее подводится итог по всему документу, в графе «Итого по акту».
Затем необходимо написать объяснение, по каким причинам возникли излишки или недостачи. Сотрудники склада, являющиеся МОЛ, ставят свои подписи. Далее расписываются бухгалтер и все члены комиссии. Должности и расшифровки подписей также указывают.
Затем руководитель компании выносит свое решение о списании или принятии на учет недостач и излишков соответственно, ставит дату и подпись.
В конце документа расписывается бухгалтер и ставит дату получения акта.
Что важно знать
- Документ формируется в двух экземплярах. В пустых строках необходимо поставить прочерки. После заполнения один экземпляр передается в отдел бухгалтерии с партионной картой, где затем он проверяется. Вторая копия остается у МОЛ.
- Недостачу в границах норм естественной убыли списывают на расходы организации. Если недостача выше нормы, то ее взыскивают с МОЛ. Если были найдены излишки, то таковые принимают к учету как доходы организации.
- Чтобы исправить фактическую ошибку, найденную после заполнения бланка, нужно использовать стандартный алгоритм действий. Фрагмент текст аккуратно зачеркивают, затем рядом или сверху указывают правильный вариант. Далее пишут: «Исправленному верить» и ставят подпись. Такие исправления может внести, например, один из членов комиссии.
- Хранить заполненные бланки МХ-11 в организации нужно не менее 5 лет.