Профессиональный стандарт архивариуса применяется работодателями для определения квалификационных требований к действующим и потенциальным сотрудникам.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта архивариуса .doc
Нормативно-правовая основа профстандартов
Федеральный закон 122-ФЗ, принятый 2 мая 2015, включает основные положения, на которые опирается действие профстандартов. В соответствии с ними, их применение обязательно в ситуациях, если:
- Работодателем является учреждение из государственного сектора или частная компания, более 50% которой принадлежит государству – Постановление Правительства №584.
- Для должности специально введены в законодательство квалификационные параметры – ст. 195.3 ТК.
- Представители профессии пользуются льготами и правами на компенсацию или для них специально установлены ограничения – ст. 57 ТК РФ.
За исключением этих трех ситуаций, наниматель может применять профстандарты по своему желанию. Стимулы для их использования:
- Возможность прописать параметры по опыту, образованию, знаниям, которым будут обязаны соответствовать сотрудники и кандидаты на работу.
- Создание базы для оценки и переаттестации сотрудников.
- Совершенствование кадровой документации, что полезно для профилактики споров с представителями проверяющих её корректность госструктур.
- Создание основ для получения персоналом надлежащего дополнительного образования.
Эти и другие возможности базируются на продвигаемых государством профстандартах, что уменьшает вероятность предъявления претензий к организации-работодателю от сотрудников и контролирующих инстанций.
Внимание! Основные вопросы, возникающие у работодателей по применению должностных стандартов, разобраны Минтрудом в Письме №14-0/10/В-2253.
Особенности профессионального стандарта для архивариуса
В 2018-м году Минюст зарегистрировал профстандарт 07.009, описывающий деятельность специалиста по формированию электронного архива. Данный документ наиболее актуален для архивариуса, особенно с учетом повсеместного перехода на электронный документооборот. Он включает четыре части.
Во вводном разделе дается краткая характеристика профессии: цель, принадлежность к группе и виду экономической деятельности по кодам ОКЗ и ОКВЭД.
Второй раздел кратко характеризует три обобщенные трудовые функции, создающих базис профессии, а также десять их составляющих. Так, функция по формированию и загрузке данных в систему электронного архива состоит из двух составляющих:
- распознавание документа с последующей классификацией в системе электронного архива;
- загрузка данных в систему архива.
Для функций и составляющих приведены уровни сложности и коды.
Третья часть подробно характеризует обязанности архивариуса. По каждой функции дана информация о:
- профильных специалистах, чей уровень позволяет её выполнять;
- требованиях к их опыту и образованию;
- других характеристиках и особых критериях для их допуска к выполнению функции.
Например, для упомянутой функции по формированию и загрузке данных в систему электронного архива даны:
- Готовые к её выполнению два класса специалистов по архивам.
- Требуемое образование – средне-специальное или среднее с дополнительным профессиональным обучением.
- Ожидаемый опыт профильной работы – от года.
Дополнительно даны коды специалистов по классификаторам профессий ОКЗ, ОКПДТР, ОКСО.
По составляющим даются следующие данные:
- трудовые действия;
- нужные для них архивариусу знания и умения.
К примеру, для составляющей «Загрузка обобщенных данных в систему электронного архива» приведены:
- Четыре трудовых операции – загрузка информации в архив, её предварительная проверка и пр.
- Четыре практических умения – использовать компьютер с соответствующим программным обеспечением и т.д.
- Знания в семи областях – методика оценки качества архивируемых данных, требования к их формату и пр.
Указанные в этом разделе квалификационные параметры и описания трудовых операций используются работодателями для документирования задач архивариуса и определения уровня его подготовки.
В заключительной части содержится список организаций-разработчиков документа.
Использование профстандарта в практической деятельности
Эффективное использование профстандартов работодателем предполагает следующий порядок операций:
- Написание регламента, где документируют их внедрение в кадровое делопроизводство организации-нанимателя.
- Рассмотрение организационной структуры работодателя и имеющихся отраслевых особенностей, а также деятельности персонала.
- Ревизия и оценка актуальности действующих документов по персоналу.
- Изменение документации по персоналу с помощью соответствующих профстандартов.
- Создание на базе обновленной документации новых квалификационных параметров.
В результате проведенных мероприятий менеджмент организации приобретает новые возможности по управлению подчинёнными, причем на корректной, с точки зрения трудового законодательства, основе. Некоторые из этих возможностей:
- Получение базы для тестирования уровня профессионализма персонала.
- Оценка востребованности в таких организационных преобразованиях, как введение новых должностей, перераспределение обязанностей и т.д.
- Оценка необходимости прохождения действующими сотрудниками дополнительного профильного обучения.