Профессиональный стандарт директора школы востребован для оценки квалификации руководителя и определения его должностных обязанностей. Но многие работодатели используют документ для подготовки аттестации персонала и как базу для определения показателей KPI.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта директора школы .doc
Нормативное регулирование действия профстандартов
Основной законодательный акт по профстандартам был принят в 2015 году. Им является Федеральный закон ФЗ-122, который дополнил трудовое и образовательное законодательство положениями о действии должностных стандартов. Так, в Трудовом кодексе появились статьи 195.2 и 195.3, в которых документировались процедуры их написания и использования нанимателями. Также были внесены соответствующие изменения в ФЗ об образовании.
Другими важными нормативными актами являются Постановления Правительства №23 и 584. Первое из них было принято в 2013 году и посвящено порядку одобрения профстандартов, а Постановление №584 регулировало аспекты их действия в государственных организациях.
Практические аспекты использования профстандартов в делопроизводстве и области управления персоналом были разобраны в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253 и Приложении к письму Общероссийского Профсоюза образования №122.
Специфика профессионального стандарта директора школы
Описывающий характеристики руководителя образовательной организации (в области спорта) профстандарт 05.008 наиболее подходит для должности директора школы. Он включает четыре части.
В первой из них содержится цель и наименование деятельности, а также её отношение к группам профессий по общероссийским справочникам ОКЗ и ОКВЭД.
Вторая часть содержит список из восьми трудовых функций и их составляющих в количестве 45 штук. Каждая из этих профильных функций состоит из нескольких частей. Так, функция руководства планированием, аналитической и методической деятельностью включает четыре части: контроль и учёт выполнения планов, их разработка и т.д. Для функций и их частей в разделе указаны степень сложности, а также коды.
Третья часть занимает основной объём документа, так как содержит подробные характеристики функций.
По ним дана информация следующего содержания:
- нужный от руководителя уровень квалификации;
- рекомендуемые опыт и образование;
- дополнительные требования;
- прочие характеристики.
К примеру, для упомянутой функции руководства планированием, аналитической и методической деятельностью указаны:
- Четыре должности, которые подходят для выполнения функции.
- Рекомендуемое образование – высшее и дополнительное профильное.
- Опыт работы – от трёх лет.
- Дополнительные требования – соответствие критериям допуска к педагогической деятельности и прохождение требуемых медобследований.
Дополнительно указаны наименования специалистов для данной функции по должностным классификаторам ОКЗ, ЕКС, ОКПДТР, ОКСО.
Для составляющих функций даны следующие сведения:
- трудовые действия;
- нужные руководителю знания и умения;
- прочие характеристики.
Так, для деятельности по разработке планов работы, определении целевых показателей приведена следующая информация:
- Одиннадцать трудовых действий – разработка договоров для оказания платных услуг, составление планов и прогнозов по профильной деятельности и пр.
- Практические умения в семи областях – анализ соответствующей отчётности, оформление документов и т.д.
- Теоретические знания в девяти секторах – основы менеджмента, методы планирования и пр.
Также отдельно оговорено, что присвоение квалификационных категорий происходит по решению соответствующих аттестационных комиссий.
Заканчивается документ списком из двенадцати организаций-разработчиков профстандарта.
Внимание! Изложенные в документе сведения о требуемой квалификации директора школы используются для заполнения соответствующей кадровой документации: трудового договора, должностной инструкции и т.д.
Вопросы практического использования профстандартов
Профстандарты носят обязательный характер?
Они используются в обязательном порядке, если:
- Должности, для которых они составляются, обладают нормативно установленными требованиями по квалификации (статья 195.3 ТК).
- Для специалистов актуальным законодательством установлены ограничения или права на льготы и компенсации (статья 57 ТК).
- В качестве нанимателя выступает бюджетное учреждение или организация из частного сектора, более 50% которой находится в государственной собственности (Постановление Правительства РФ №584).
За исключением этих ситуаций использование должностных стандартов происходит в добровольном формате.
Зачем компаниям добровольно переходить на систему профстандартов?
Для них открывается ряд возможностей в области управления персоналом:
- Появляется документарная основа для создания показателей KPI.
- Улучшается качество трудовой документации.
- Готовится база требований для аттестации сотрудников.
- Появляется возможность формально оценить трудовую нагрузку работников.
Все перечисленные возможности реализуются с минимальными юридическими рисками, поскольку опираются на продвигаемые Минтрудом должностные стандарты.
Как корректно перевести документацию работодателя на профстандарты?
Обычно такой переход состоит из нескольких этапов:
- Публикация директором приказа о переходе на систему профстандартов.
- Создание регламента, описывающего ключевые аспекты перехода: затрагиваемые позиции, нужные документы и т.д.
- Выполнение анализа аспектов управления персоналом: порядка подчинения, требований к квалификации и пр.
- Рассмотрение используемых в организации документов: инструкций, норм внутреннего распорядка, трудовых договоров.
- Корректировка этой документации на основе профстандартов с использованием сведений о деятельности персонала.
После получения обновлённой документации менеджмент может приступать к мероприятиям по совершенствованию управления персоналом.
Если критерии профстандарта требуют повышения уровня сотрудника, например, директора школы, то кто должен оплачивать его дополнительное образование?
Действующее законодательство не устанавливает требований в этой области. Предполагается, что порядок и форма оплаты будут оговариваться в индивидуальном порядке между сотрудником и его нанимателем. Нужно подчеркнуть, что сотрудник не может быть уволен с работы за его отказ оплачивать дополнительное обучение.