Профессиональный стандарт лифтера необходим для определения профильных функций сотрудника и разработки требований к его квалификации. Также работодатели применяют документ для актуализации трудовой документации и проведения оценки персонала.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта лифтера .doc
Нормативное регулирование применения профстандартов
Базовые положения о профстандартах содержатся в Федеральном законе 122-ФЗ, утвержденном в 2015-м году. Он установил основы обязательного использования профстандартов нанимателями, которые сводятся к следующим вариантам:
- Если для определенной должности законодательно утверждены параметры квалификации – ст. 195.3 ТК.
- Если для профессии установлены льготы и компенсации либо прописаны определенные ограничения – ст. 57 ТК.
- Когда организация-наниматель принадлежит государству полностью или более чем на 50% – Постановление Правительства №584.
За исключением этих трех вариантов профстандарты могут применяться в добровольной форме. Основные плюсы, даваемые ими работодателю:
- Наведение порядка в документации по персоналу, что полезно как для делопроизводства, так и для профилактики споров с контролирующими госструктурами.
- Создание системы показателей, которые могут использоваться для оценки уровня действующих работников и кандидатов на трудоустройство.
- Создание основы для отправки сотрудников на дополнительное профильное обучение.
- Проведение организационных преобразований в части упорядочивания наименований должностей и выполняемых обязанностей.
Все эти плюсы работодатель получает с минимальными рисками возникновения претензий у проверяющих организаций, поскольку они базируются на системе профстандартов, активно внедряемых Минтрудом.
Внимание! В Письме Минтруда №14-0/10/В-2253 подробно разбираются вопросы, возникающие у работодателей по практическим аспектам действия профстандартов.
Структура профстандарта лифтера
В 2014-м году Минтруд утвердил профстандарт 16.037, где описываются основные характеристики профессии лифтера. Он включает четыре раздела.
Начальная часть содержит общие данные о профессии лифтера: её цель, группа и вид деятельности по классификаторам ОКВЭД и ОКЗ.
В следующей части даны сведения о функциях, лежащих в основе профессии. Их разделяют на два типа: обобщенные и простые. Каждая обобщенная функция состоит из нескольких простых функций. В разделе перечислены три обобщенные функции профессии лифтера и десять их составляющих. Для каждой из них в разделе присутствуют уровни сложности и коды.
Третья часть подробно описывает каждую функцию и составляющую.
По функциям дана следующая информация:
- возможные наименования сотрудников, могущих выполнять работу;
- параметры их образования и опыта;
- дополнительные аспекты работы;
- прочие характеристики.
Так, для функции «Операторское обслуживание лифтов» указаны:
- могущий выполнять эту работу специалист – лифтер;
- образование – законченное профессиональное;
- опыт – не меньше недели практики под руководством опытного лифтера;
- дополнительные аспекты – прохождение лифтером медосмотров, наличие у него соответствующей документации и группы по электробезопасности не меньше 2-й;
- названия специалистов, могущих выполнять функцию, по ЕТКС и ОКЗ.
Для каждой составляющей даны следующие данные:
- совершаемые лифтером трудовые операции;
- нужные для них знания и умения;
- другие характеристики.
Так, для составляющей «Ежесменный осмотр лифта» приведены:
- четыре разновидности трудовых действий, выполняемых лифтером;
- десять умений в практических областях – проверка целостности лифта, ведение документации по его состоянию и т.д.
- десять знаний в теоретических областях – правила пользования лифтом, сведения о лифтах общего характера и пр.
Данные сведения приводятся с целью дать работодателю ориентир по уровню специалистов, которые могут быть допущены к выполнению функций и их составляющих.
В заключительной части дан список организаций, участвующих в составлении документа.
Внимание! Те должностные моменты, которые не упомянуты в профстандарте, – полномочия, принципы взаимодействия с коллегами, ответственность и пр. – подробно разбираются в должностных инструкциях.
Параметры внедрения и использования профстандартов
Применение профстандартов работодателем строится на следующих основаниях:
- Разработка специального регламента, который будет регулировать процессы внедрения. В нем должны быть записаны ответственные лица, сроки и пр.
- Изучение действующей трудовой документации и деятельности персонала. Анализируется нагрузка сотрудников, её характер, актуальность документов и т.д.
- Преобразование имеющейся трудовой документации на основе подходящих профстандартов.
- Разработка новой системы показателей, которым обязаны соответствовать действующие и потенциальные сотрудники.
- Проведение преобразований в области управления организацией: перераспределение функций, перемещения сотрудников на другие позиции и пр.
Результатом всех этих преобразований станет увеличение возможностей менеджмента по управлению персоналом. В частности, можно будет на надежной правовой основе:
- отсеивать неподходящих кандидатов;
- требовать от работников повышения уровня подготовки;
- перемещать их на новые позиции;
- проводить их оценку и аттестацию.
К примеру, если лифтер не будет отвечать параметрам профстандарта, его можно отправить повышать свой уровень, в том числе посредством получения нового образования.