Профессиональный стандарт мастера-приёмщика автосервиса используется работодателями для определения уровня специалиста и описания его обязанностей. Также он востребован для составления KPI, выявления необходимости повышения квалификации и т.д.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта мастера-приёмщика автосервиса .doc
Законодательная база для профстандартов
Параметры действия должностных стандартов определены следующими законодательными документами:
- Постановлением Правительства РФ №23 от 22.01.2013 года. Оно описывает базовые принципы введения в действие профстандартов и их использования в кадровом делопроизводстве.
- Федеральным законом №122 от 02.05.2015 года. Этот ФЗ содержит дополнения по профстандартам для Трудового кодекса и ФЗ «Об образовании». Именно на его основе в ТК появились статьи 195.2 и 195.3, установившие официальный порядок их согласования и применения работодателями.
- Постановлением Правительства РФ №584 от 27.06.16 года. Этот документ описывает специфику действия профстандартов в госсекторе: бюджетных организациях и компаниях, большей частью которых владеет государство.
Внимание! В Письме Минтруда №14-0/10/В-2253 рассмотрены нюансы практического использования этих нормативных актов.
Параметры профстандарта мастера-приёмщика автосервиса
В 2017 году Минюстом был зарегистрирован профстандарт 31.004, для специалиста по мехатронным системам автомобиля. Основные положения этого документа подходят и для мастера-приёмщика автосервиса.
В начальной части документа содержатся сведения общего плана: цель профессии, её отношение к группам и видам по классификаторам трудовых занятий ОКЗ и ОКВЭД.
Во втором разделе указаны 7 трудовых функций, характерных для профессии, а также 20 их составляющих. Так, функция по осуществлению коммуникаций с потребителями по вопросам сервиса автотранспортных средств (АТС) включает:
- Консультирование потребителей и оформление соответствующих документов.
- Приёмка АТС, его ремонт и сдача клиенту.
- Контроль за сроками и объёмами выполняемых работ.
В третьей части документа содержатся более подробные сведения по всем функциям и их элементам. Для каждой трудовой функции указана следующая информация:
- специалисты с уровнем, достаточным для их выполнения;
- требуемые им стаж и образование;
- требования к ним особого характера;
- дополнительная информация.
Так, для деятельности по осуществлению коммуникаций с потребителями по вопросам АТС указаны:
- 6 наименований специалистов – мастер-приёмщик, старший мастер и пр.
- Образование – среднее профессиональное.
- Стаж – от трёх лет по профилю ремонта и ТО АТС.
- Особые требования – отсутствуют.
- Дополнительная информация – для специалистов указана необходимость повышения квалификации и наличия водительского удостоверения.
Отдельно приведены коды и названия специалистов по ОКЗ, ЕКС, ОКПДТР, ОКСО.
Для элементов функции информация несколько отличается. По ним указаны:
- трудовые операции;
- знания и умения, нужные специалистам для их выполнения;
- дополнительная информация.
Так, для деятельности по контролю сроков и объёмов ремонтных работ по АТС приведены:
- 4 операции – передача АТС на ремонт, приёмка АТС после завершения сервисных мероприятий и пр.
- 4 умения – ведение переговоров с клиентами, проверка качества ремонтных мероприятий и т.д.
- 6 знаний – особенности конструкций АТС, нормативы времени на ремонт и пр.
Обширная характеристика функций и их элементов объясняется тем, что именно из этого раздела наниматели берут информацию для составления должностных инструкций и других документов, где указаны обязанности сотрудника и требования к его подготовке.
В заключительном разделе дан список организаций, принимавших участие в написании документа.
Внимание! Для применения положений профстандарта к деятельности мастера-приёмщика автосервиса работодатель обязан в официальном порядке ввести у себя систему должностных стандартов.
Вопросы применения профессиональных стандартов
Возможно ли увольнение мастера-приёмщика автосервиса из-за его несоответствия критериям профстандарта?
Пока сотрудников нельзя увольнять на этом основании. В данной ситуации у менеджеров есть три варианта:
- переименование должности на основании статей 72, 74 ТК;
- перемещение на добровольной основе мастера-приёмщика на другую должность по статье 72.1 ТК;
- отправка мастера-приёмщика на повышение квалификации.
Причём в последнем случае обучение, как и его оплата, тоже носит добровольный характер.
Как применять профстандарт для отказа в приёме на работу?
Для этого система профстандартов должна быть официально внедрена в делопроизводство организации-работодателя. Тогда появляется возможность, ссылаясь на соответствующие положения должностных стандартов, писать, что у кандидата отсутствуют необходимые деловые качества.
Когда применение профстандартов является обязательным?
Они должны применяться, если:
- В качестве работодателя выступает бюджетная организация или компания, более 50% которой находится в госсобственности.
- Для профессии имеются требования по квалификации, установленные в нормативном порядке.
- Представители профессии/отрасли имеют права на льготы, получение компенсации или для них имеются ограничения (ст. 57 ТК).
В других случаях работодатель использует профстандарты на добровольной основе.
Зачем добровольно применять профстандарты?
Важнейшие бонусы для работодателя от их применения:
- повышение качества документации по персоналу (внутренних норм, трудовых договоров и пр.);
- уменьшение рисков возникновения конфликтов с представителями госучреждений, проверяющих область управления персоналом (ПФР, Роструд и пр.);
- разработка показателей, которые могут применяться для составления KPI и оценки претендентов на позиции;
- возможность отказывать в трудоустройстве на формальных основаниях.
Немаловажно, что эти возможности реализуются с помощью профстандартов, активно продвигаемых государством, что уменьшает правовые и административные риски.