Статья 130 ТК РФ носит декларативный характер, утверждая, но не конкретизируя виды и способы обеспечения государственных гарантий, относящихся к сфере оплаты труда. То есть в этом смысле статья 130 ТК является отсылочной либо к другим статьям Трудового кодекса, либо к нормативным актам, в той или иной степени регламентирующим вопросы, связанные с государственными гарантиями в рассматриваемой сфере.
Система гарантий
В силу положений ст. 130 ТК РФ государственные гарантии распространяются на:
- величину минимального размера оплаты труда в РФ. Принимая ст. 130 как отсылочную в качестве конкретной регламентирующей нормы следует принимать Закон РФ «О минимальном размере оплаты труда»;
- базовый оклад (базовая ставка), ниже которой не может опускаться заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений. В качестве конкретной регламентирующей нормы следует принимать ст. 144 ТК РФ;
- меры по обеспечению повышения уровня реального содержания заработной платы. В качестве конкретной регламентирующей нормы следует принимать ст. 134 ТК РФ;
- ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя. В качестве конкретной регламентирующей нормы следует принимать ст. ст. 137, 138 ТК РФ;
- ограничение размеров налогообложения доходов от заработной платы. В качестве конкретной регламентирующей нормы следует принимать ст. ст. 207-233 Налогового кодекса РФ;
- ограничение оплаты труда в натуральной форме. В качестве конкретной регламентирующей нормы следует принимать ст. 131 ТК РФ;
- меры по государственному контролю и надзору за соблюдением закона в вопросах выплаты заработной платы, cвоевременностью и полнотой выплаты заработной платы. В качестве конкретной регламентирующей нормы следует принимать главу 57 ТК РФ.
- меры ответственности работодателей в сфере оплаты труда работников. В качестве конкретной регламентирующей нормы следует принимать ст. ст. 142, 232, 233, 236 ТК РФ, 5.27 КоАП РФ, ст. 145.1 УК РФ;
- сроки и очередности выплаты зарплаты. В качестве конкретной регламентирующей нормы следует принимать ст. 136 ТК РФ.
Гарантии в случае прекращения деятельности работодателя
Система государственных гарантий, в силу ст. 130 ТК РФ, распространяется и на потенциально возможные ущемления прав работников, связанные с прекращением деятельности работодателя по причине ликвидации или банкротства.
Так, в силу положений ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей по следующим основаниям:
- по истечении срока, на который юридическое лицо было создано;
- по достижении цели, ради которой юридическое лицо создавалось;
- на основании решения суда о признании регистрации юридического лица недействительным;
- на основании решения суда о закрытии юридического лица ввиду отсутствия у него лицензии на тот или иной вид деятельности;
- по иным основаниям, предусмотренным ст. 61 ГК РФ.
Система государственных гарантий в сфере трудовых отношений и заработной платы работников регламентируется Законом РФ «О банкротстве». Обеспечение государственных гарантий проявляется в регламентации данным законом очередности погашения задолженностей. Так, вне очереди погашаются задолженности по заработной плате.
Прекращение деятельности ИП по причине банкротства регламентируется ст. 25 ГК РФ, а вопросы, связанные с выплатой заработной платы работникам, дополнительно регламентируются Законом РФ «О несостоятельности».