Ст. 133.1 ТК посвящена разъяснению нюансов, касающихся введению минимальной оплаты труда (МРОТ) в регионах. Она тесно взаимосвязана со ст. 133 ТК.
Описание ст. 133.1 ТК
В её начале говорится, что в субъекте РФ отдельным соглашением может вводиться своя величина МРОТ.
Размер МРОТ в субъекте РФ может прописываться для лиц, занятых на его территории, кроме служащих организаций, финансируемых из общефедерального бюджета.
Упомянутый МРОТ вводится с учётом социально-экономических условий региона и прожиточного минимума его трудоспособного населения.
Подчёркнуто, что МРОТ в субъекте РФ не может быть меньше МРОТ, закреплённого на общефедеральном уровне.
Региональный МРОТ обеспечивается:
- организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, – за счёт этих бюджетов, внебюджетных ресурсов, и средств от предпринимательской и другой подобной деятельности;
- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, – за счёт упомянутых бюджетов, внебюджетных ресурсов, и средств от предпринимательской и другой подобной деятельности;
- прочими нанимателями – за счёт их ресурсов.
Заключение регионального соглашения о МРОТ, как и создание его проекта, реализуется трёхсторонней комиссией по социально-трудовым взаимоотношениям субъекта РФ на базе ст. 47 ТК.
После заключения вышеупомянутого соглашения глава соответствующего органа власти субъекта РФ предлагает нанимателям, оперирующем на его территории и не участвовавшим в создании этого соглашения, присоединиться к нему. Это предложение публикуется совместно с текстом соглашения. Вышеупомянутый руководитель информирует о факте публикации общефедеральный орган власти, отвечающий за проведение госполитики в сфере труда.
Если наниматели, получившие подобное предложение, за 30 дней со дня его публикации не представили в орган власти субъекта РФ мотивированный отказ о присоединении, то соглашение считается актуальным для них со дня публикации предложения и должно полноценно исполниться ими. К вышеупомянутому отказу должны прилагаться протокол консультаций нанимателя с профорганизацией, объединяющей его служащих, и предложения по срокам увеличения МРОТ до величины, прописанной в соглашении.
При отказе нанимателя присоединиться к вышеупомянутому соглашению глава органа власти субъекта РФ вправе пригласить представителей как этого нанимателя, так и первичной профорганизации, объединяющей его служащих, для консультаций с участием представителей трёхсторонней комиссии по социально-трудовым взаимоотношениям этого субъекта РФ.
Подчёркнуто, что подобная консультация носит обязательный характер и в ней должны принять участие представители вышеупомянутых:
- нанимателя;
- профорганизации;
- комиссии.
Упомянуто, что копии отказов нанимателей от присоединения к вышеупомянутому соглашению о МРОТ переадресуются в территориальный орган общефедеральной госструктуры, отвечающий за проведение госполитики в сфере труда и надзор в этой области.
Упомянуто, что месячная зарплата служащего, занятого на территории субъекта РФ и работающего у нанимателя, в отношении которого соглашение о МРОТ действует в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 48 ТК или на которого это соглашение распространено на основе частей 6-8 ст. 133.1 ТК, не может быть меньше МРОТ в упомянутом регионе при условии, что вышеуказанным служащим полноценно выполнены месячные нормативы времени труда и параметры нагрузки (должностные функции).
Рассмотренная статья освещает моменты, относящиеся к введению регионами своих собственных МРОТ. Особенно важно, что в соответствии с ней отправной точкой для подобных МРОТ является общефедеральный МРОТ, задающий точку отсчёта своим региональным аналогам.
Вопросы по ст. 133.1 ТК
Каков смысл этой статьи?
С правовой точки зрения она разъясняет юридические нюансы, обусловленные введением МРОТ на региональном уровне. Например, в ней разобраны такие моменты, как:
- координация местных и общефедеральных властей при вводе МРОТ в конкретном регионе;
- комплексное взаимодействие регуляторов и непосредственных участников трудовых взаимоотношений в ситуации отказа нанимателя ввести у себя соглашение по МРОТ;
- гарантия получения определённого минимального дохода служащим, полноценно отработавшим свою нагрузку.
С макроэкономической точки зрения величина МРОТ на уровне региона служит следующим целям:
- сигнализирует о степени развития этой территории;
- позволяет нанимателю осуществлять долгосрочное планирование, что невозможно без знания минимально допустимого размера издержек на оплату труда;
- даёт возможность работодателям и госрегуляторам сравнивать разные регионы по определённому понятному критерию.
Значимость вышеупомянутых моментов позволяет понять, почему под вопросы установления МРОТ на уровне отдельных регионов в ТК отведена специальная статья.
В каких регионах на практике реализованы возможности, предоставленные ст. 133.1 ТК?
Таких субъектов в РФ порядка 30. Часть из них (Москва и некоторые другие финансово благополучные регионы) ввели у себя МРОТ выше, чем на общефедеральном уровне. Но в большинстве регионов РФ их местные МРОТ равны общефедеральному аналогу.
Также стоит упомянуть, что некоторые регионы установили у себя отдельные МРОТ для разных групп трудящихся. Такая ситуация, к примеру, наблюдается в Татарстане и Алтайском крае.
Сравнительно скромное число регионов, использующих возможности ст. 133.1 ТК, объясняется тем, что в её начале говорится «могут», а не «должны», т.е. она не имеет полностью обязательного характера.
Что имеется в виду под мотивированным отказом?
Подразумевается, что наниматель не может просто отказаться присоединиться к рассматриваемому в статье соглашению. Он должен грамотно обосновать своё нежелание, т.е.:
- включить в текст отказа ссылки на профильные законы;
- сослаться на мнения авторитетных специалистов;
- описать негативные последствия для своей экономической деятельности, обусловленные объективными причинами и пр.
Поэтому при составлении подобного отказа рекомендуется задействовать профильных специалистов: юристов, производственников и т.д. Они не только помогут подобрать нужные аргументы, но и грамотно их изложить, что важно в ситуации дальнейших разбирательств с госрегулятором по поводу отказа.